Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена вопросам преподавания предмета «Русский язык и культура речи» в вузе, готовящем специалистов в сфере культуры. Проанализированы учебные материалы по предмету, остаточные знания по русскому языку студентов, описаны проблемы обучения «Русскому языку и культуре речи» в вузе. Утверждается, что для формирования коммуникативно-профессиональной компетенции более результативно использовать деятельностный подход в рамках профессионально ориентированного обучения, поскольку он позволяет сформировать профессиональную языковую личность, способную осуществлять эффективное речевое взаимодействие в общекультурных, общеспециальных и узкопрофессиональных ситуациях устной и письменной коммуникации. Для достижения такой цели необходима систематическая междисциплинарная интеграция. Для осуществления систематического междисциплинарного взаимодействия «Русского языка и культуры речи» с другими предметами в учебных материалах (учебные планы, программы дисциплин, словари специальностей) мы выявили ключевые аспекты формы (формы речевой коммуникации, жанровая специфика и пр.), языкового и речевого содержания (терминосистема) и ситуаций (виды речевой деятельности и др.) общекультурного, общеспециального и узкоспециального значения. Это позволило выделить тематические блоки, в каждом из которых представлено общекультурное, общепрофессиональное (сфера искусства и культура) и узкоспециальное (журналистика, цифровое искусство, хореография, визуальные технологии, менеджмент) содержание. На примере профессионально ориентированных заданий для обучающихся профиля «Журналистика и связи с общественностью в сфере культуры» продемонстрировано использование междисциплинарной интеграции и деятельностного подхода в рамках реализации профессионально ориентированного обучения. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что такая система организации изучения предмета вовлекает студентов во все виды профессиональной речевой деятельности, а также укрепляет лингвистическую, коммуникативную и этическую базу будущих специалистов, постепенно формируя профессиональную языковую личность.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; образовательный процесс; деятельностный подход; профессионально ориентированное обучение; русский язык; методика преподавания русского языка; методика русского языка в вузе; культура речи; междисциплинарная интеграция; языковая личность; методы обучения
Abstract: The article is devoted to the teaching of the subject “Russian language and culture of speech” at a university that trains specialists in the field of culture. Russian language teaching materials and students’ residual knowledge of the Russian language are analyzed, and the problems of teaching “Russian language and speech culture” at the university are described. It is argued that for the formation of communicative and professional competence, it is more effective to use an activity-based approach within the framework of professionally oriented training, since it allows you to form a professional linguistic personality capable of effective speech interaction in general cultural, general professional and highly professional situations of oral and written communication. To achieve such a goal, systematic interdisciplinary integration is necessary. To implement systematic interdisciplinary interaction of the “Russian language and culture of speech” with other subjects in educational materials (curricula, programs of disciplines, dictionaries of specialties) we have identified key aspects of the form (forms of speech communication, genre specificity, etc.), language and speech content (terminology system) and situations (types of speech activity, etc.) of general cultural, general social and highly specialized significance. This made it possible to identify thematic blocks, each of which presents general cultural, general professional (art and culture) and highly specialized (journalism, digital art, choreography, visual technologies, management) content. Using the example of professionally oriented tasks for students of the profile “Journalism and public relations in the field of culture”, the use of interdisciplinary integration and an activity-based approach in the implementation of professionally oriented training is demonstrated. The results of the study allow us to conclude that such a system of organizing the study of the subject involves students in all types of professional speech activity, as well as strengthens the linguistic, communicative and ethical base of future specialists, gradually forming a professional linguistic personality.
Key words: higher education institutions; students; educational process; activity-based approach; professionally oriented learning; Russian language; methods of teaching Russian; methods of Russian language in higher education institutions; speech culture; interdisciplinary integration; linguistic personality; teaching methods

Для цитирования:

Веснина, Л. Е. Профессионально ориентированное обучение русскому языку и культуре речи / Л. Е. Веснина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 154-160.

For citation

Vesnina, L. E. (2025). Professionally Oriented Teaching of the Russian Language and Speech Culture // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 154-160.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.