Архив журнала
Модель применения методик развития ресурсности обучающихся в обеспечении психологической безопасности
- 53
- Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена авторская модель применения методик развития ресурсности обучающихся в современной образовательной среде. Актуальность темы определяется необходимостью поиска путей обновления методического обеспечения образовательного процесса в целях формирования безопасной инклюзивной образовательной среды на современном этапе развития высшего образования в условиях цифровизации. В свою очередь, эта задача актуализирует необходимость проведения психолого-педагогического анализа учебных пособий и средств обучения. Целью явилось создание адекватной поставленной задаче методической модели использования учебно-педагогических приемов. Для достижения цели использованы теоретические методы анализа, синтеза и моделирования как одного из наиболее эффективных средств преодоления разрозненности используемых учебно-методических комплексов и их элементов. По результатам исследования в качестве системообразующего предложен регуляторный принцип на базе ключевых элементов социализации ребенка дошкольного и школьного возраста. Показано, как предложенная на базе регуляторного принципа методологическая модель необходимо и достаточно служит устойчивой поддержке безопасной неконфликтогенной образовательной среды, являющейся основой ресурсности обучающихся. Регуляторный принцип обеспечивает сбалансированное развитие главных элементов этой среды: инклюзивности, статусности, толерантности. Полученная модель обогащает системный принцип психолого-педагогического подхода, оптимизирует деятельность педагога и психолога в образовательном учреждении и может быть использована в практической психолого-педагогической деятельности.
Ключевые слова: методология образования; педагогическая психология; психолого-педагогическая деятельность; образовательные учреждения; образовательный процесс; безопасная образовательная среда; методическое обеспечение; методические модели; системный подход; прикладные задачи; психологическая безопасность; инклюзивное образование; толерантность
Abstract: The article presents the author’s model of application of methods of development of students’ resourcefulness in the modern educational environment. The relevance of the topic is determined by the need to find ways to update the methodological support of the educational process in order to form a safe inclusive educational environment at the present stage of development of higher education in the context of digitalization. In turn, this task actualizes the need for psychological and pedagogical analysis of teaching aids and teaching aids. The goal was to create a methodological model for using educational and pedagogical techniques adequate to the task. To achieve the goal, theoretical methods of analysis, synthesis and modeling were used as one of the most effective means of overcoming the disunity of the used educational and methodological complexes and their elements. Based on the results of the study, a regulatory principle based on the key elements of socialization of a preschool and school-age child was proposed as a system-forming one. It is shown how the methodological model proposed on the basis of the regulatory principle necessarily and sufficiently serves the sustainable support of a safe, non-conflict educational environment, which is the basis of students’ resourcefulness. The regulatory principle ensures the balanced development of the main elements of this environment: inclusiveness, status, tolerance. The resulting model enriches the systemic principle of the psychological and pedagogical approach, optimizes the activities of the teacher and psychologist in the educational institution and can be used in practical psychological and pedagogical activities.
Key words: educational methodology; educational psychology; psychological and pedagogical activity; educational institutions; educational process; safe educational environment; methodological support; methodological models; systemic approach; applied tasks; psychological safety; inclusive education; tolerance
Для цитирования:
Горлач, М. Е. Модель применения методик развития ресурсности обучающихся в обеспечении психологической безопасности / М. Е. Горлач. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 52-60.
For citation
Gorlach, M. E. (2025). Model of Application of Methods for Development of Students’ Resources in Ensuring Psychological Safety // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 52-60.