Файл статьи: PDF
Аннотация: Современные реалии времени предъявляют повышенные требования к профессиональной подготовке, личностным качествам классного руководителя. Анализ литературы показал, что недостаточно исследований, которые посвящены изучению представлений подростков и их родителей об образе идеального классного руководителя. В связи с этим целью настоящей статьи стали изучение представлений школьников об идеальном классном руководителе, составление на основании их высказываний образа идеального классного руководителя. В исследовании мы опирались на следующие методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение), диагностические (анкетирование), статистические и математические методы обработки информации. Выборку исследования составили 222 школьника, обучающихся в 5–8 классах МБОУ «Школа № 91» г. Казани, и 238 родителей. Было установлено, что образ идеального классного руководителя подростком незначительно отличается от образа родителей. Для подростков и их родителей не имеют значения пол и возраст идеального классного руководителя, занимается ли он спортом, может ли петь и играть на музыкальных инструментах, имеет ли хобби. Были выделены основные роли, которые должен выполнять классный руководитель, а также выявлены личностные и профессиональные качества, которыми должен обладать идеальный классный руководитель, его профессиональные умения и навыки. Результаты исследования могут быть полезны классным руководителям, педагогам, занимающимся подготовкой будущих классных руководителей. Опираясь на «идеальные» требования, которые предъявляются к классному руководителю, педагог, выполняющий функции классного руководителя, может корректировать свои умения, навыки, проектировать личностный и профессиональный рост.
Ключевые слова: подростки; родители; классные руководители; образ классного руководителя; представления подростков; представления родителей; воспитательная деятельность; педагогическая деятельность; личностные качества
Abstract: Modern realities of the time make increased demands on professional training and personal qualities of a class teacher. The analysis of literature has shown that there are not enough studies that are devoted to the study of teenagers’ and their parents’ perceptions of the image of an ideal class teacher. Therefore, the purpose of this article was to study the perceptions of schoolchildren about an ideal class teacher and to compile an image of an ideal class teacher on the basis of their statements. In the research we relied on the following methods: theoretical (analysis, synthesis, generalization), diagnostic (questionnaire survey), statistical and mathematical methods of information processing. It was found that the image of an ideal class teacher by teenagers differs insignificantly from the image of parents. For teenagers and their parents it does not matter the gender and age of an ideal class teacher, whether he/she is engaged in sports, can sing and play musical instruments, has hobbies. The main roles that a class teacher should fulfill were identified, as well as the personal and professional qualities that an ideal class teacher should possess, his or her professional skills and abilities. The results of the study may be useful for class teachers and educators involved in training future class teachers. Based on the “ideal” requirements for a class teacher, a teacher who performs the functions of a class teacher can adjust his/her skills and abilities, design personal and professional growth.
Key words: teenagers; parents; class teachers; image of a class teacher; teenagers’ ideas; parents’ ideas; educational activities; pedagogical activities; personal qualities

Для цитирования:

Калацкая, Н. Н. Представления школьников и их родителей об идеальном классном руководителе / Н. Н. Калацкая, Т. С. Исаева, Р. Р. Авдеева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №1. – С. 111-121.

For citation

Kalatskaya, N. N., Isayeva, T. S., Avdeeva, R. R. (2025). Pupils’ and Parents’ Perceptions of an Ideal Class Teacher // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №1. – P. 111-121.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.