Архив журнала
Барьеры социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровой трансформации и пути их решения с применением дистанционных технологий
- 60
- Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровой трансформации. Целью исследования являются определение барьеров, с которыми сталкиваются иностранные студенты в процессе социальной адаптации в условиях цифровизации, и выдвижение возможных путей их преодоления. В качестве ведущих методов исследования были выбраны теоретические методы исследования: изучение и анализ педагогической литературы, директивных документов; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников, причинно-следственный анализ. В результате обозначены следующие основные барьеры социальной адаптации иностранных студентов: сложности в налаживании межкультурных связей и накоплении социокультурного опыта; языковые барьеры; технические барьеры; коммуникативные барьеры; проблемы с самостоятельностью и дисциплиной; психологические барьеры и т. д. Для их преодоления были предложены следующие направления: создание онлайн-ориентационных программ; разработка интерактивных и многофункциональных платформ и др. Научную новизну представляют рассмотрение процесса сопровождения социальной адаптации иностранцев с использованием цифровых технологий с позиции возникающих барьеров и рисков, обусловленных фактором перехода на дистанционный формат обучения; определение комплексного решения по нивелированию возникающих барьеров у студентов-иностранцев в процессе их интеграции в новое социокультурное пространство в виртуальном режиме. Теоретическая значимость исследования состоит в понимании специфики основных барьеров, лежащих в основе социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровой образовательной среды. Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов исследования преподавателями вузов, отделом адаптации иностранных граждан, кураторами и т. д.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; иностранные студенты; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; социальная адаптация; социализация студентов; барьеры социальной адаптации; цифровые трансформации; дистанционные технологии
Abstract: The article discusses the problem of social adaptation of international students in the context of digital transformation. The purpose of the study is to identify the barriers that international students face in the process of social adaptation in the context of digitalization and to suggest possible ways to solve them. Theoretical research methods were chosen as the leading research methods: the study and analysis of pedagogical literature, policy documents; analysis, generalization and systematization of information from scientific sources, causal analysis. As a result, the following main barriers to the social adaptation of foreign students were identified: difficulties in establishing intercultural relations and accumulating socio-cultural experience; language barriers; technical barriers; communication barriers; problems with independence and discipline; psychological barriers, etc. To solve them, solutions were proposed in the following areas: creation of online orientation programs; development of interactive and multifunctional platforms, etc. The scientific novelty is represented by the consideration of the process of supporting the social adaptation of foreigners using digital technologies from the perspective of emerging barriers and risks caused by the factor of switching to a distance learning format; the definition of a comprehensive solution for leveling emerging barriers among foreign students in the process of their integration into a new socio-cultural space in virtual mode. The theoretical significance of the research lies in understanding the specifics of the main barriers underlying the social adaptation of international students in a digital educational environment. The practical significance of the work is determined by the possibility of using the research results by university teachers, the department of adaptation of foreign citizens, curators, etc.
Key words: higher education institutions; foreign students; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; social adaptation; socialization of students; barriers to social adaptation; digital transformations; distance technologies
Для цитирования:
Булатова, Ф. Ф. Барьеры социальной адаптации иностранных студентов в условиях цифровой трансформации и пути их решения с применением дистанционных технологий / Ф. Ф. Булатова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 262-270.
For citation
Bulatova, F. F. (2025). Barriers to Social Adaptation of International Students in the Context of Digital Transformation and Ways to Solve Them Using Digital Technologies // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 262-270.