Вам может быть интересно:
Архив журнала
Развитие личностного потенциала студентов средствами проектной деятельности (на примере студенческой экспедиции «Школьная образовательная среда»)
- 142
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность исследования обусловлена поиском современных форм и методов научно-методического сопровождения подготовки студентов к практической деятельности в области развития личностного потенциала участников образовательных отношений, а также создания условий для развития личностного потенциала студентов. Реализованный авторами проект межуниверситетской студенческой образовательной экспедиции основан на использовании возможностей проектной деятельности для развития толерантности к неопределенности, ответственности, профессиональной самоэффективности и жизненной позиции личности студентов. Цель исследования – изучение влияния выездной студенческой экспедиции на развитие параметров личностного потенциала студентов. В работе применялись психодиагностические методики: сокращенный опросник толерантности к неопределенности (MSTAT-II), шкала ответственности, опросник жизненной позиции личности, шкала профессиональной самоэффективности. Организован формирующий эксперимент с последующим анализом данных с использованием непараметрических статистических критериев. Выборка включала 36 студентов, разделенных на контрольную и экспериментальную группы. Участие в студенческой экспедиции способствовало статистически значимому росту показателей ответственности у студентов экспериментальной группы. По шкалам «Гармония» и «Толерантность к неопределенности» наблюдались положительные тенденции. Исследование представило новые данные о значимости проектной деятельности в условиях выездной студенческой экспедиции для развития ключевых параметров личностного потенциала. Уточнены механизмы влияния экспедиционной деятельности на структурные компоненты личностного потенциала, в том числе через включение участников в совместное проектирование и разрешение задач в условиях неопределенности. Практическая значимость заключается в разработке и реализации методики экспедиционной проектной деятельности как средства развития личностного потенциала. Теоретическая значимость связана с обоснованием роли активности субъекта в ситуации неопределенности как ключевого индикатора личностного роста. Выездная студенческая экспедиция способствует развитию параметров личностного потенциала, таких как ответственность, толерантность к неопределенности и интегративные аспекты жизненной позиции. Непосредственное участие в проектной деятельности позволяет студентам опробовать свои профессиональные и личностные умения в реальных условиях, что усиливает их адаптивные способности. Выявленные результаты подтверждают, что проектная деятельность в условиях экспедиции выступает эффективным инструментом формирования личностного потенциала.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; личностный потенциал; метод проектов; проектная деятельность; студенческие экспедиции; образовательная среда; толерантность; профессиональная самоэффективность; научно-методическое сопровождение; практическая деятельность
Abstract: The relevance of the study is due to the search for modern forms and methods of scientific and methodological support for preparing students for practical activities in the field of developing the personal potential of participants in educational relations, as well as creating conditions for developing the personal potential of students. The project of inter-university student educational expedition implemented by the authors is based on the use of project activities to develop tolerance to uncertainty, responsibility, professional self-efficacy and life position of the student’s personality. The purpose of the study is to study the influence of an on-site student expedition on the development of the parameters of the personal potential of students. The following psychodiagnostic methods were used in the work: an abbreviated questionnaire of tolerance to uncertainty (MSTAT-II), a responsibility scale, a questionnaire of the life position of the personality, a professional self-efficacy scale. A formative experiment was organized with subsequent data analysis using non-parametric statistical criteria. The sample included 40 students divided into control and experimental groups. Participation in the student expedition contributed to a statistically significant increase in the responsibility indicators of students in the experimental group. Positive trends were observed for the Harmony and Tolerance of Uncertainty scales. The study presented new data on the importance of project activities in the context of an off-site student expedition for the development of key parameters of personal potential. The mechanisms of influence of expeditionary activities on the structural components of personal potential were clarified, including through the inclusion of participants in joint design and problem solving in conditions of uncertainty. The practical significance lies in the development and implementation of the methodology of expeditionary project activities as a means of developing personal potential. The theoretical significance is associated with the substantiation of the role of the subject’s activity in a situation of uncertainty as a key indicator of personal growth. An off-site student expedition contributes to the development of personal potential parameters such as responsibility, tolerance of uncertainty and integrative aspects of life position. Direct participation in project activities allows students to test their professional and personal skills in real conditions, which enhances their adaptive abilities. The results revealed confirm that project activities in expedition conditions are an effective tool for developing personal potential.
Key words: higher education institutions; students; personal potential; project method; project activities; student expeditions; educational environment; tolerance; professional self-efficacy; scientific and methodological support; practical activities
Для цитирования:
Максимова, Л. А. Развитие личностного потенциала студентов средствами проектной деятельности (на примере студенческой экспедиции «Школьная образовательная среда») / Л. А. Максимова, Г. Г. Брусницына, Р. А. Валиев, В. Г. Каримова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 271-284.
For citation
Maksimova, L. A., Brusnitsyna, G. G., Valiev, R. A., Karimova, V. G. (2025). Development of Personal Potential of Students by Means of Project Activities (on the Example of the Student Expedition “School Educational Environment”) // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 271-284.