Архив журнала
Использование нейросетей для формирования метапредметных результатов обучения школьников
- 73
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В условиях необходимости сопоставления противоречивых мнений современного педагогического сообщества о дидактическом потенциале (и его отсутствии) нейронных сетей для решения педагогических задач поставлен вопрос о возможностях обогащения методической деятельности современного учителя при формировании у школьников совокупности современных образовательных результатов, включая метапредметные результаты. При этом выделена проблема, состоящая в исследовании дидактических возможностей новых средств обучения, в частности нейронных сетей, в условиях развития цифровых технологий и информационно-образовательной среды. В рамках выделенной проблемы поставлена задача исследования, которая состоит в проектировании совокупности учебных заданий, выполняемых при решении предметных задач с использованием средств искусственного интеллекта, направленной на формирование и оценивание уровня сформированности метапредметных образовательных результатов. Выделение умения анализировать потенциал средств обучения и оценивания результатов учебной деятельности обучающихся школы основано на учете требований обновленных нормативных документов, на теоретическом анализе научных результатов, посвященных исследованию сущности развития методов обучения и оценивания, а также на возможности их обогащения при использовании средств цифровых технологий. Описанные варианты сценариев организации учебно-познавательной деятельности проиллюстрированы на примере решения задач на программирование при обучении информатике в старших классах средней школы. Выделенные возможности нейронных сетей позволили сформулировать вывод о возможности обогащения контентного поля дидактических материалов при правильной организации учителем целенаправленной учебно-познавательной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: информатика; методика преподавания информатики; методика информатики в школе; старшеклассники; образовательный процесс; методы обучения; информационные технологии; метапредметные результаты; универсальные учебные действия; учебная деятельность; результаты обучения; нейросети; нейронные сети; искусственный интеллект; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда
Abstract: In the context of the need to compare the contradictory opinions of the modern pedagogical community on the didactic potential (and lack thereof) of neural networks for solving pedagogical problems, the question was raised about the possibilities of enriching the methodological activities of a modern teacher in the formation of a set of modern educational results in schoolchildren, including meta-subject results. At the same time, the problem is highlighted, consisting in the study of the didactic capabilities of new teaching aids, in particular, neural networks, in the context of the development of digital technologies and the information and educational environment. Within the framework of the highlighted problem, the research task is set, which consists in designing a set of educational tasks performed when solving subject problems using artificial intelligence tools, aimed at the formation and parallel assessment of the level of formation of meta-subject educational results. Highlighting the ability to analyze the potential of teaching aids and assessing the results of educational activities of school students is based on taking into account the requirements of updated regulatory documents, as well as on a theoretical analysis of scientific results devoted to the study of the essence of the development of teaching and assessment methods, as well as the possibility of their enrichment using digital technologies. The described variants of scenarios for organizing educational and cognitive activities are illustrated using the example of solving programming problems when teaching computer science in senior grades of secondary school. The highlighted capabilities of neural networks allowed us to formulate a conclusion about the possibility of enriching didactic materials with the correct organization of targeted educational and cognitive activities of students by the teacher.
Key words: computer science; methods of teaching computer science; methods of computer science at school; high school students; educational process; teaching methods; information technology; meta-subject results; universal learning activities; educational activity; learning outcomes; neural networks; neural networks; artificial intelligence; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment
Для цитирования:
Сардак, Л. В. Использование нейросетей для формирования метапредметных результатов обучения школьников / Л. В. Сардак, А. В. Слепухин, А. И. Зарипов, А. Р. Хадеев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 144-156.
For citation
Sardak, L. V., Slepukhin, A. V., Zaripov, A. I., Khadeev, A. R. (2025). Using Neural Networks to Form Meta-subject Learning Results for Schoolchildren // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 144-156.