Вам может быть интересно:
Архив журнала
Формирование исследовательских компетенций студентов в процессе изучения дисциплин математического цикла
- 75
- Рубрика: ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Современная система образования нуждается в педагоге, обладающем широким спектром профессиональных компетенций, среди которых исследовательские компетенции занимают особое место. Данные компетенции предполагают наличие у педагога способности на научной основе решать творческие задачи, возникающие в динамично меняющемся образовательном пространстве, когда отсутствуют заранее известные решения и нужно быстро найти выход из возникшей проблемной ситуации. Такой педагог должен не только владеть методологией научного поиска, но и уметь генерировать новые идеи, критически оценивать результаты своей работы и адаптировать их к конкретным образовательным условиям. В конечном итоге это позволяет ему выступать в роли активного исследователя, постоянно совершенствующего свою практику и вносящего вклад в развитие педагогической науки. Целью статьи является описание возможностей таких дисциплин, как «Образовательные технологии в обучении математике», «Практикум по решению олимпиадных математических задач», «Теория чисел», «Математическая логика», «Использование ИКТ в процессе обучения математике», для формирования у студентов – будущих педагогов исследовательских компетенций. В ходе исследования применялись теоретические методы: анализ, синтез, обобщение, сравнение и интерпретация фактов. Научная новизна исследования состоит в описании методических подходов и практических инструментов некоторых дисциплин математического цикла, направленных на развитие у студентов таких важных качеств, как умение формулировать исследовательские задачи, выдвигать гипотезы, анализировать данные, обобщать результаты и представлять их в научном формате. Практическая значимость заключается в возможности использования данных материалов при подготовке будущих учителей общеобразовательных организаций с учетом одновременного формирования в них исследовательских компетенций.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; образовательный процесс; учебные дисциплины; математические дисциплины; исследовательская деятельность; исследовательские компетенции; формирование исследовательских компетенций
Abstract: The modern education system needs a teacher with a wide range of professional competencies, among which research competencies occupy a special place. These competencies presuppose that the teacher has the ability to scientifically solve creative problems that arise in a dynamically changing educational space, when there are no pre-known solutions and it is necessary to quickly find a way out of a problematic situation. Such a teacher should not only know the methodology of scientific research, but also be able to generate new ideas, critically evaluate the results of his work and adapt them to specific educational conditions. Ultimately, this allows him to act as an active researcher, constantly improving his practice and contributing to the development of pedagogical science. The purpose of the article is to describe the possibilities of such disciplines as “Educational technologies in teaching mathematics”, “Practical training for solving Olympiad mathematical problems”, “Number theory”, “Mathematical Logic”, “Using ICT in teaching mathematics” for the formation of research competencies among students-future teachers. In the course of the research, theoretical methods were used: analysis, synthesis, generalization, comparison and interpretation of facts. The scientific novelty of the research consists in the description of methodological approaches and practical tools of some disciplines of the mathematical cycle aimed at developing students’ important qualities such as the ability to formulate research tasks, hypothesize, analyze data, summarize results and present them in a scientific format. The practical significance lies in the possibility of using these materials in the training of future teachers of general education organizations, taking into account the simultaneous formation of research competencies in them.
Key words: higher education institutions; students; educational process; academic disciplines; mathematical disciplines; research activities; research competencies; development of research competencies
Для цитирования:
Артемьева, В. В. Формирование исследовательских компетенций студентов в процессе изучения дисциплин математического цикла / В. В. Артемьева, Л. В. Воронина, С. А. Новоселов, А. А. Симонова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 157-166.
For citation
Artemyeva, V. V., Voronina, L. V., Novoselov, S. A., Simonova, A. A. (2025). Formation of Research Competencies Students in the Process of Studying Disciplines the Mathematical Cycle // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 157-166.