Файл статьи: PDF
Аннотация: Введение. При изучении кибербуллинга неизбежно возникают вопросы о том, из чего складываются стратегии его участников. Какой повод травли использует преследователь и по какой причине он начинает свои враждебные действия? Может ли преследователь прекратить кибербуллинг и если да, то почему? Важно найти психологические особенности, с которыми связано такое поведение, чтобы подготовить рекомендации для психологов и педагогов, занимающихся изучением кибербуллинга. Цель. Установление связи между выбранной ролевой стратегией в кибербуллинге и типом межличностного поведения. Методология, методы и методики. Для исследования проблемы была разработана анкета, предназначенная для изучения ролевых стратегий кибербуллинга, мотивации и противодействия. Анкетирование проводилось среди 251 обучающегося 5–11 классов организаций основного общего образования Екатеринбурга. На той же выборке был проведен опросник ДМО Т. Лири. Гипотеза исследования. Выбранная ролевая стратегия при участии в кибербуллинге связана с типом межличностного поведения. Результаты. Выявлена связь между типами межличностного поведения, поводами, причинами и прекращением кибербуллинга в ролях преследователей внутришкольного и внешкольного кибербуллинга. Научная новизна. Впервые установлена связь между типом межличностного поведения и ролевой стратегией при участии в кибербуллинге. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть основанием для разработки методических рекомендаций по профилактике кибербуллинга.
Ключевые слова: кибербуллинг; внутришкольный кибербуллинг; внешкольный кибербуллинг; жертвы кибербуллинга; преследователи; агрессоры; агрессивное поведение; детская жестокость; подстрекатели; стратегии участников кибербуллинга; прекращение кибербуллинга; межличностные отношения; типы поведения; интернет-пространство; интернет-технологии; интернет-коммуникации; социальные сети
Abstract: Introduction. When studying cyberbullying, questions inevitably arise about what the strategies of its participants consist of. What reason does the persecutor use for harassment and for what reason does he begin his hostile actions? Can the stalker stop cyberbullying and, if so, why exactly? It is important to find the psychological characteristics associated with such behavior in order to make recommendations for psychologists and educators involved in the study of cyberbullying. Aim. Establishing a connection between the chosen role strategy in cyberbullying and the type of interpersonal behavior. Methodology and research methods. To investigate the problem, a questionnaire was developed designed to study the role-playing strategies of cyberbullying, motivation and counteraction. The survey was conducted among 251 students of grades 5–11 of basic general education organizations of Ekaterinburg. The DMO T. Leary questionnaire was conducted on the same sample. The hypothesis of the study. The chosen role-playing strategy when participating in cyberbullying is related to the type of interpersonal behavior. Results. The connection between types of interpersonal behavior and the causes, causes and cessation of cyberbullying in the roles of bullys in school and non-school cyberbullying has been revealed. Scientific novelty. For the first time, a connection has been established between the type of interpersonal behavior and role-playing strategy when participating in cyberbullying. Practical significance. The results of this study can be the basis for the development of methodological recommendations for the prevention of cyberbullying.
Key words: cyberbullying; intraschool cyberbullying; extraschool cyberbullying; victims of cyberbullying; stalkers; aggressors; aggressive behavior; child cruelty; instigators; strategies of cyberbullying participants; ending cyberbullying; interpersonal relationships; types of behavior; Internet space; Internet technologies; Internet communications; social networks

Для цитирования:

Назаров, В. Л. Связь между типом межличностного поведения и стратегиями участников кибербуллинга: преследователи / В. Л. Назаров, Н. В. Авербух. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 122-143.

For citation

Nazarov, V. L., Averbukh, N. V. (2025). The Relationship between the Type of Interpersonal Behavior and Role Strategies of Cyberbullying Participants: Bullys // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 122-143.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.