Файл статьи: PDF
Аннотация: В настоящее время в контексте развития образовательной системы наблюдается рост числа учащихся с недостаточно сформированным произвольным вниманием. Согласно данным отечественных и зарубежных исследований, за последние три года в начальной школе каждый пятый ребенок демонстрирует подобные нарушения. Наиболее распространенным является реактивный тип несформированности произвольного внимания, который характеризуется частыми колебаниями между сосредоточением на задании и отвлечением на внешние раздражители, проблемами в удержании внимания на одной задаче в течение продолжительного времени. Данный тип несформированности внимания также проявляется в трудностях саморегуляции, что может приводить к импульсивному поведению и недостаточной осознанности последствий своих действий. В результате у обучающихся с реактивным типом внимания возникают сложности в обучении, в качестве усвоенного учебного материала. Интерес современной школы к фундаментализации, а именно к тому, чтобы каждый ребенок получал необходимый уровень и объем знаний, базируются на восприятии учебных знаний как капитала, который в будущем должен быть оценен и использован на рынке труда. Таким образом, исследование взаимосвязи реактивного типа произвольного внимания с когнитивными и мотивационными аспектами учебной деятельности первоклассников является актуальным как для практической психологии, так и для педагогической психологии в целом, поскольку способствует более глубокому пониманию процессов обучения, разработке эффективных методов и подходов в образовательной практике начальной школы. Цель настоящего исследования состоит в изучении взаимосвязи реактивного типа произвольного внимания у первоклассников с их когнитивными и мотивационными аспектами учебной деятельности. Методы, используемые в рамках настоящего исследования, включают в себя следующие: сравнительный анализ; опрос; сопоставление; методы математической статистики. Методики и методы исследования согласуются с целью и включают: тест Тулуз-Пьерона; методику определения уровня умственного развития детей 7–12 лет Э. Ф. Замбицявичене; методику для определения уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой; расчет ранговой корреляции Спирмена. Научная новизна состоит в объединении теоретических концепций из областей педагогики, педагогической психологии, когнитивной психологии и психологии развития, что позволяет создать более полное представление о взаимосвязи между вниманием, когнитивными процессами и мотивацией. В результате выделены специфические механизмы, через которые реактивный тип несформированности внимания влияет на когнитивное и мотивационное развитие. Дан анализ последствий колебания внимания, которые сказываются на способности к обучению, усвоению материала и формированию учебной мотивации. Значимость результатов исследования заключается в том, что при определении наличия / отсутствия взаимосвязи между реактивным типом несформированности произвольного внимания у первоклассников с уровнем их умственного развития и уровнем мотивации были использованы не только специализированные психологические методики тестирования, но и методы математической статистики (ранговая корреляция Спирмена), тем самым достоверность результатов проведенного исследования была подтверждена не только по качественным признакам, но и по количественным. В результате проведенного исследования получены данные, позволяющие глубже понять, как внимание формируется и функционирует у обучающихся, что важно для выявления особенностей познавательного развития у первоклассников и его влияния на дальнейшее обучение. Установлены взаимосвязи внимания с когнитивными аспектами (такими как память, восприятие и мышление), что способствует пониманию того, как дети обрабатывают информацию и как это влияет на их учебные достижения. Исследование мотивации, связанной с учебной деятельностью, дает возможность проследить закономерности влияния реактивного типа несформированности внимания на устойчивость и заинтересованность первоклассников в учебном процессе. В исследовании выявлены и статистически подтверждены следующие взаимосвязи: низкая скорость и точность обработки информации характерна для первоклассников с ярко выраженным реактивным типом несформированности произвольного внимания и низким уровнем умственного развития; низкая скорость и точность обработки информации характерна для первоклассников с ярко выраженным реактивным типом несформированности произвольного внимания и низким уровнем школьной мотивации. Знание и учет данных взаимосвязей позволяют педагогам разрабатывать более эффективные стратегии для повышения мотивации учащихся, что, в свою очередь, может улучшить их учебные результаты. Результаты исследования могут быть использованы для разработки приемов, направленных на коррекцию и развитие внимания у первоклассников, что особенно важно в начальной школе, где формируются базовые учебные навыки. Знание об индивидуальных различиях, относительно типа несформированности внимания и учебной мотивации позволяет педагогам адаптировать свои подходы к обучению, учитывая потребности и особенности каждого ребенка. Раннее выявление проблем с вниманием и мотивацией может помочь в профилактике более серьезных трудностей в обучении и развитии, что важно для психологического здоровья обучающихся.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; первоклассники; образовательный процесс; несформированность внимания; внимание детей; учебная мотивация; трудности обучения; когнитивные способности; учебная деятельность; произвольное внимание; реактивный тип произвольного внимания; умственное развитие
Abstract: Сurrently, in the context of the development of the educational system, there is an increase in the number of students with insufficiently formed voluntary attention. According to domestic and foreign studies, over the past three years, every fifth child in primary school has demonstrated such violations. The most common is the reactive type of lack of formation of voluntary attention, which is characterized by frequent fluctuations between concentration on a task and distraction to external stimuli, problems in keeping attention on one task for a long time. This type of unformed attention is also manifested in difficulties in self-regulation, which can lead to impulsive behavior and lack of awareness of the consequences of their actions. As a result, students with a reactive type of attention have difficulties in learning, as well as in the quality of the learned educational material. The interest of modern schools in fundamentalization, namely, to ensure that every child receives the necessary level and amount of knowledge, is based on the perception of educational knowledge as capital, which in the future should be evaluated and used in the labor market. Thus, the study of the relationship between the reactive type of voluntary attention and the cognitive and motivational aspects of the learning activities of first-graders is relevant both for practical psychology and for educational psychology in general, as it contributes to a deeper understanding of learning processes, the development of effective methods and approaches in the educational practice of elementary schools. The purpose of this study is to study the relationship between the reactive type of voluntary attention in first-graders and their cognitive and motivational aspects of learning activities. The methods used in this study include the following: comparative analysis; survey; comparison; methods of mathematical statistics. The research methods and methods are consistent with the purpose and include: the Toulouse-Pieron test; the methodology for determining the level of mental development of children aged 7–12 by E. F. Zambiceviciene; the methodology for determining the level of school motivation by N. G. Luskanova, calculation of Spearman’s rank correlation. The scientific novelty consists in combining theoretical concepts from the fields of pedagogy, educational psychology, cognitive psychology, and developmental psychology, which allows for a more complete understanding of the relationship between attention, cognitive processes, and motivation. As a result, specific mechanisms have been identified through which the reactive type of unformed attention affects cognitive and motivational development. The analysis of the consequences of fluctuations in attention, which affect the ability to learn, assimilation of material and the formation of educational motivation, is given. The significance of the research results lies in the fact that when determining the presence / absence of a relationship between the reactive type of lack of voluntary attention in first-graders with their level of mental development and motivation, not only specialized psychological testing methods were used, but also mathematical statistical methods (Spearman’s rank correlation calculation), thereby confirming the reliability of the results of the study not only in terms of quality, but also in terms of quantity. As a result of the research, data has been obtained that allows for a deeper understanding of how attention is formed and functions in students, which is important for identifying the features of cognitive development in first-graders and its impact on further learning. The interrelationships of attention with cognitive aspects (such as memory, perception and thinking) have been established, which contributes to an understanding of how children process information and how this affects their learning achievements. The study of motivation related to learning activities makes it possible to trace the patterns of the influence of the reactive type of unformed attention on the stability and interest of first-graders in the educational process. The study revealed and statistically confirmed the following relationships: low speed and accuracy of information processing is typical for first-graders with a pronounced reactive type of lack of voluntary attention and a low level of mental development; low speed and accuracy of information processing is typical for first-graders with a pronounced reactive type of lack of voluntary attention and a low level of school motivation. Knowing and accounting for these relationships allows educators to develop more effective strategies to increase student motivation, which in turn can improve their learning outcomes. The results of the study can be used to develop techniques aimed at correcting and developing attention in first-graders, which is especially important in elementary schools, where basic learning skills are formed. Knowing about individual differences, regarding the type of unformed attention and learning motivation allows teachers to adapt their approaches to learning, taking into account the needs and characteristics of each child. Early detection of attention and motivation problems can help prevent more serious learning and developmental difficulties, which is important for the psychological health of students.
Key words: primary school; junior schoolchildren; first-graders; educational process; lack of attention; children’s attention; learning motivation; learning difficulties; cognitive abilities; learning activity; voluntary attention; reactive type of voluntary attention; mental development

Для цитирования:

Токарева, Ю. А. Исследование проблемы влияния реактивного типа внимания на учебную мотивацию и когнитивные способности первоклассников / Ю. А. Токарева, Ю. Н. Галагузова, Е. А. Югова, С. В. Волик. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 307-316.

For citation

Tokareva, Yu. A., Galaguzova, Yu. N., Yugova, E. A., Volik, S. V. (2025). The Study of the Relationship between the Reactive Type of Voluntary Attention and the Cognitive and Motivational Aspects of a First Grader’s Learning Activities // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 307-316.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.