Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье актуализируется проблема подготовки будущих инженеров с точки зрения аксиологического подхода. Особое внимание уделяется изучению ценностных ориентаций и профессиональных приоритетов будущих инженеров на начальном этапе профессиональной подготовки в техническом вузе. Целью исследования являются выявление и описание основных ценностных кластеров и изучение распределения студентов по ним. В исследовании приняли участие студенты 1 курса Омского государственного технического университета. Применение Q-методологии позволило выделить три ценностных кластера: «Профессиональная добросовестность и техническое мастерство», «Инновационный профессионализм и техническое совершенство» и «Профессиональный традиционализм и социальная ответственность». Каждый кластер отличается своими подходами к инженерной деятельности, приоритетами и ценностями, отражающими различные взгляды на профессионализм, профессиональный рост и профессиональное самоутверждение, ответственность перед обществом и окружающей средой и роль команды в достижении целей. Результаты исследования показали, что большинство обучающихся, принадлежащих 1 кластеру, демонстрируют приверженность высоким стандартам профессионализма, социальную и экологическую ответственность и ориентацию на честность и беспристрастность в работе. Значительно меньшее число обучающихся, составивших 2 и 3 кластеры, разделяют соответственно ценности технического совершенства и инноваций, традиционного подхода и ориентированность на управленческие навыки в будущей профессиональной деятельности. Для всех обучающихся, независимо от принадлежности к кластеру, общими ценностями являются общественная безопасность, защита окружающей среды и объективность в работе. Результаты исследования обнаружили ряд ценностных дефицитов у будущих инженеров: недооценка значимости профессиональной коммуникации и сотрудничества в работе инженера у обучающихся 1 кластера; недостаточная осознанность моральной и социальной ответственности у обучающихся 2 кластера; недооценка коллегиальности и клиентоориентированности в технических проектах у обучающихся 3 кластера. Полученные результаты подчеркивают необходимость целенаправленного развития коммуникативных и управленческих компетенций, творческого мышления, навыков командной работы, расширения представлений о социальной и экологической ответственности у обучающихся технического вуза.
Ключевые слова: технические вузы; студенты; образовательный процесс; подготовка инженеров; студенты; ценностные кластеры; ценностные ориентации; профессиональные приоритеты; аксиологический подход; инженерная этика
Abstract: The article highlights the importance of training future engineers from the point of view of the axiological approach. Particular attention is paid to the study of value orientations and professional priorities of future engineers at the initial stage of professional training in a technical university. The aim of the study is to identify and describe the main value clusters and examine the distribution of students among them. The participants of the study were 1st-year students of Omsk State Technical University. The use of the Q-methodology made it possible to identify three value clusters: “Professional integrity and technical expertise”, “Innovative professionalism and technical perfectionism” and “Professional traditionalism and social responsibility”. Each cluster demonstrates different approaches to engineering activities, priorities and values, reflecting different views on professionalism, professional growth and professional self-esteem, social and environmental responsibilities and the role of the team in achieving goals. The results of the study showed that the majority of students belonging to cluster 1 demonstrate commitment to high professional standards, social and environmental responsibility and focus on truthfulness and disinterestedness in work. A significantly smaller number of students, who made up Clusters 2 and 3, share the values of technical perfectionism and innovation, and the professional traditionalism and management-oriented focus, respectively. Also, the findings revealed common values shared by all the respondents, which are public safety, environmental protection and objectivity in engineering work. In addition, the results of the study revealed a number of value deficits in future engineers including underestimation of the importance of professional communication and cooperation in the engineering work among students of Cluster 1; lack of sufficient awareness of moral and social responsibility among students of Cluster 2; underestimation of collegiality and customer focus while doing a technical project among students of luster 3. The results emphasize the need for targeted development of communicative and managerial competencies, creative thinking, teamwork skills, social and environmental responsibility among students of a technical university.
Key words: technical universities; students; educational process; training of engineers; students; value clusters; value orientations; professional priorities; axiological approach; engineering ethics

Для цитирования:

Есмурзаева, Ж. Б. Ценностные кластеры будущих инженеров: анализ ценностных ориентаций и профессиональных приоритетов / Ж. Б. Есмурзаева, И. В. Куламихина, И. Н. Чурилова, О. А. Жбиковская. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 184-197.

For citation

Esmurzaeva, Zh. B., Kulamikhina, I. V., Churilova, I. N., Zhbikovskaya, O. A. (2025). Value Clusters of Future Engineers: Analysis of Value Orientations and Professional Priorities // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 184-197.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.