Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Анализ нормативно-правовых документов позволяет констатировать, что формирование традиционных духовно-нравственных ценностей, в том числе и гражданско-патриотических ценностей, общероссийской гражданской идентичности обучающихся является первоочередной задачей, стоящей перед семьей, школой и обществом в целом. В статье проанализированы основные подходы к понятиям «патриотизм» и «гражданственность». С целью изучения представлений обучающихся 9–11 классов Свердловской области о гражданско-патриотических ценностях было проведено эмпирическое исследование, в котором приняли участие 253 респондента. Результаты эмпирического исследования позволили сделать вывод, что обучающиеся имеют достаточно целостное представление о том, что такое гражданственность, кто такой патриот, школьники важное значение в процессе патриотического воспитания отдают родителям, педагогам, а также друзьям. В процессе формирования гражданско-патриотических ценностей подрастающего поколения необходимо наряду с традиционными мероприятиями использовать новые, инновационные методы, формы и средства работы с современными учениками, учитывать их запросы, интересы, потребности, а также возможности цифровой образовательной среды. Интеграция музейного пространства региона в учебно-воспитательный процесс позволит обогатить представления обучающихся о культурном наследии своей малой Родины, ее достопримечательностях и выдающихся исторических личностях.
Ключевые слова: патриотизм; гражданско-патриотическое воспитание; гражданственность; гражданская идентичность; уральские школьники; гражданско-патриотические ценности; эмпирические исследования
Abstract: An analysis of regulatory documents allows us to state that the formation of traditional spiritual and moral values, including civil-patriotic values, and the all-Russian civic identity of students is a priority task facing the family, school and society as a whole. The article analyzes the main approaches to the concepts of “patriotism” and “citizenship”. In order to study the ideas of students in grades 9–11 of the Sverdlovsk region about civic and patriotic values, an empirical study was conducted in which 253 respondents took part. The results of the empirical study led to the conclusion that students have a fairly holistic understanding of what citizenship is, who a patriot is, schoolchildren give great importance in the process of patriotic education to parents, teachers, and friends. In the process of forming civil and patriotic values of the younger generation, it is necessary, along with traditional activities, to use new, innovative methods, forms and means of working with modern students, taking into account their requests, interests, needs, as well as the capabilities of the digital educational environment. Integration of the region’s museum space into the educational process will enrich students’ ideas about the cultural heritage of their small homeland, its attractions and outstanding historical figures.
Key words: patriotism; civic-patriotic education; citizenship; civic identity; Ural schoolchildren; civic-patriotic values; empirical research

Для цитирования:

Антонова, А. В. Представления о гражданско-патриотических ценностях в сознании уральских школьников (на материалах эмпирического исследования) / А. В. Антонова, А. А. Нечаева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 84-97.

For citation

Antonova, A. V., Nechaeva, A. A. (2025). Perceptions about Civil and Patriotic Values in the Consciousness of Ural Schoolchildren (Based on Empirical Research Materials) // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 84-97.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.