Вам может быть интересно:
Архив журнала
Характеристика ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования у студентов педагогических и непедагогических специальностей
- 52
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты эмпирического исследования в педагогической науке, направленного на выявление специфических особенностей развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования. Цель статьи – охарактеризовать специфические особенности проявления ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования у студентов педагогических и непедагогических специальностей. Автор статьи доказывает тот факт, что именно наличие значимых различий у студентов – будущих педагогов и студентов иных специальностей позволит обозначить специфику развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования, к которым он относит пять выделенных им факторов. Каждый из этих факторов определяет развитие ряда ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования и содержательно наполняется ими: фактор 1 – ценности гражданственности и патриотизма, фактор 2 – ценности общественной безопасности, фактор 3 – ценности социокультурного взаимодействия, фактор 4 – культурно-нравственные ценности, фактор 5 – ценности эмоционального комфорта. Значимые различия были выявлены по ряду факторов. Более высокий уровень значимости и реализованности факторов «ценности социокультурного взаимодействия, гражданственности и патриотизма» и «культурно-нравственные ценности» представлен у студентов педагогических специальностей. Значимость и реализованность ценности эмоционального комфорта у студентов непедагогических специальностей повышаются, а у студентов педагогических специальностей, напротив, снижаются. У студентов педагогических специальностей отмечается профессионализация ценностной системы в сторону усиления ее «общественной направленности». В целом результаты исследования указывают на то, что в динамических изменениях факторов развития ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования у студентов педагогических специальностей прослеживается укрепление значимости и реализованности гражданских и культурно-нравственных ценностей, что полностью соответствует социальной роли педагога как транслятора общественно значимых ценностей, как ключевой фигуры в деле приобщения подрастающего поколения к традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты-педагоги; подготовка будущих учителей; педагогическое образование; система ценностей; ценностно-смысловые основания; содержание педагогического образования; результаты эмпирического исследования; эмпирические исследования
Abstract: The article presents the results of an empirical study in pedagogical science aimed at identifying the specific features of the development of value-semantic foundations of the content of pedagogical education. The purpose of the article is to characterize the specific features of the manifestation of value-semantic foundations of the content of pedagogical education among students of pedagogical and non-pedagogical specialties. The author of the article proves the fact that it is precisely the presence of significant differences between students – future teachers and students of other specialties that will allow us to identify the specifics of the development of value-semantic foundations of the content of pedagogical education, to which he refers the five factors he identified. Each of these factors determines the development of a number of value-semantic foundations of the content of pedagogical education and is meaningfully filled with them: factor 1 – the values of citizenship and patriotism, factor 2 – the values of public safety, factor 3 – the values of socio-cultural interaction, factor 4 – cultural and moral values, factor 5 – the values of emotional comfort. Significant differences were found for a number of factors. A higher level of significance and realization of the factors “values of socio-cultural interaction, citizenship and patriotism” and “cultural and moral values” is presented by students of pedagogical specialties. The significance and realization of the value of emotional comfort among students of non-pedagogical specialties increases, while among students of pedagogical specialties, on the contrary, it decreases. Students of pedagogical specialties show a professionalization of the value system towards strengthening its “social orientation”. In general, the results of the study indicate that in the dynamic changes in the factors of development of the value-semantic foundations of the content of pedagogical education among students of pedagogical specialties, there is a strengthening of the significance and realization of civic and cultural-moral values, which is fully consistent with the social role of the teacher as a transmitter of socially significant values, as a key figure in introducing the younger generation to traditional Russian spiritual and moral values.
Key words: higher education institutions; student teachers; training of future teachers; pedagogical education; value system; value-semantic foundations; content of pedagogical education; results of empirical research; empirical studies
Для цитирования:
Ходырев, А. М. Характеристика ценностно-смысловых оснований содержания педагогического образования у студентов педагогических и непедагогических специальностей / А. М. Ходырев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 74-83.
For citation
Khodyrev, A. M. (2025). Characteristics of Value-Semantic Bases of the Content of Pedagogical Education in Students of Pedagogical and Non-pedagogical Specialties // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 74-83.