Файл статьи: PDF
Аннотация: В работе поставлена проблема значимости влияния ассертивного поведения на социализацию социальных сирот. Цель статьи – исследовать влияние ассертивного поведения на социализацию социальных сирот. Проблема работы заключается в недостатке ассертивных навыков у социальных сирот, что затрудняет их социализацию и адаптацию в обществе. Актуальность данной работы обусловлена необходимостью поиска эффективных методов и подходов к социализации социальных сирот, которые помогут им адаптироваться в обществе и наладить межличностные отношения. Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций для педагогов и социальных работников по улучшению социализации социальных сирот через развитие их ассертивного поведения. Исследование, проведенное в рамках данной работы, имеет теоретическое значение, поскольку посвящено изучению прогресса в развитии ассертивных навыков, которые могут оказать влияние на возможности эффективно общаться с другими людьми, строить доверительные отношения и эффективно решать конфликтные ситуации. Кроме того, особое внимание будет уделено роли педагогов в формировании ассертивного поведения у социальных сирот. Мы исследуем, каким образом педагогические подходы могут способствовать развитию ассертивности у детей и как это, в свою очередь, влияет на их социализацию. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы педагогическими работниками учреждений интернатного типа с целью педагогического моделирования, а также педагогическими работниками учреждений среднего общего образования при их адаптации под конкретные педагогические условия. Среди важных результатов можно назвать следующие: проведен анализ существующих методик оценки ассертивности и адаптивности, что позволит определить наиболее эффективные инструменты для работы с социальными сиротами; на основе полученных данных разработаны рекомендации для улучшения социализации социальных сирот, а также обозначены перспективы дальнейших исследований в данной области.
Ключевые слова: ассертивное поведение; ассертивные навыки; социализация сирот; социальная адаптация; социальное сиротство; социальные сироты; учреждения интернатного типа; дети-сироты
Abstract: The paper raises the problem of the significance of the influence of assertive behavior on the socialization of social orphans. The purpose of the article is to investigate the influence of assertive behavior on the socialization of social orphans. The problem of work lies in the lack of assertive skills among social orphans, which makes it difficult for them to socialize and adapt to society. The relevance of this work is determined by the need to find effective methods and approaches to the socialization of social orphans that will help them adapt to society and establish interpersonal relationships. The scientific novelty of the research lies in the development of recommendations for teachers and social workers to improve the socialization of social orphans through the development of their assertive behavior. The research conducted within the framework of this work has theoretical significance, since it is devoted to the study of progress in the development of assertive skills that can affect their ability to effectively communicate with other people, build trusting relationships and effectively resolve conflict situations. In addition, special attention will be paid to the role of teachers in shaping assertive behavior among social orphans. We explore how pedagogical approaches can contribute to the development of assertiveness in children and how this, in turn, affects their socialization. The practical significance of the research lies in the fact that its results can be used by teachers of residential institutions for the purpose of pedagogical modeling, as well as by teachers of institutions of secondary general education, provided they are adapted to specific pedagogical conditions. Among the important results are the following: an analysis of existing methods for assessing assertiveness and adaptability has been carried out, which will determine the most effective tools for working with social orphans; based on the data obtained, recommendations have been developed to improve the socialization of social orphans, as well as prospects for further research in this area.
Key words: assertive behavior; assertive skills; socialization of orphans; social adaptation; social orphanhood; social orphans; boarding schools; orphans

Для цитирования:

Бойкова, К. В. Роль ассертивного поведения в социализации социальных сирот / К. В. Бойкова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 98-103.

For citation

Boykova, K. V. (2025). The Role of Assertive Behavior in the Socialization of Social Orphans // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 98-103.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.