Архив журнала
Связь личностно-профессиональной самореализации, удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия педагога-психолога
- 56
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В современных условиях проблема благополучия участников образовательных отношений приобретает особую значимость. Личностно-профессиональная самореализация как интегральная характеристика реализации человеком собственного потенциала в профессиональной деятельности выступает при этом одним из инструментов поддержания позитивного функционирования специалистов профессии «педагог-психолог». В этой связи возникает необходимость исследования связи типов личностно-профессиональной самореализации с показателями субъективного благополучия педагогов-психологов как ее эффекта, что является целью настоящей работы. Методологическим основанием исследования послужили системный подход к исследованию самореализации личности Л. А. Коростылевой, С. И. Кудинова, теоретические положения исследований субъективного благополучия Р. М. Шамионова, E. Diener и др. В результате проведенного исследования обнаружено, что типы самореализации педагога-психолога имеют различную связь с показателями субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью. Выраженный тип самореализации положительно связан с субъективным благополучием и удовлетворенностью жизнью, тогда как «невыраженный» тип самореализации педагога-психолога отрицательно связан с субъективным благополучием и удовлетворенностью жизнью. Полученные в исследовании данные о структурном содержании самореализации и эффектах могут быть использованы в целях содействия полноценному личностно-профессиональному развитию педагогов-психологов, предупреждения их возможных личностных и профессиональных кризисов, внутриличностных конфликтов, для разработки рекомендаций по повышению эффективности их личностно-профессионального развития.
Ключевые слова: личностно-профессиональная самореализация; удовлетворенность жизнью; субъективное благополучие; педагоги-психологи; психолого-педагогическая деятельность; позитивное функционирование; тип личностно-профессиональной самореализации
Abstract: In modern conditions, the problem of well-being of participants in educational relations is of particular importance. Personal and professional self-realization as an integral characteristic of a person’s realization of his or her own potential in professional activity acts as one of the tools for maintaining the positive functioning of specialists in the profession of “educational psychologist”. In this regard, there is a need to study the relationship between the types of personal and professional self-realization and the indicators of subjective well-being of educational psychologists as its effect, which is the purpose of this work. The methodological basis for the study was the systems approach to the study of personal self-realization by L. A. Korostyleva, S. I. Kudinova, theoretical provisions of the studies of subjective well-being by R. M. Shamionova, E. Diener, et al. As a result of the conducted study, it was found that the types of self-realization of educational psychologists have different relationships with the indicators of subjective well-being and life satisfaction. The expressed type of self-realization is positively associated with subjective well-being and life satisfaction, while the “unexpressed” type of self-realization of educational psychologists is negatively associated with subjective well-being and life satisfaction. The data obtained in the study on the structural content of self-realization and effects can be used to promote the full personal and professional development of educational psychologists, prevent their possible personal and professional crises, intrapersonal conflicts, and to develop recommendations for improving the effectiveness of their personal and professional development.
Key words: personal and professional self-realization; life satisfaction; subjective well-being; educational psychologists; psychological and pedagogical activity; positive functioning; type of personal and professional self-realization
Для цитирования:
Печеркина, А. А. Связь личностно-профессиональной самореализации, удовлетворенности жизнью и субъективного благополучия педагога-психолога / А. А. Печеркина, К. Д. Катькало. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 285-292.
For citation
Pecherkina, A. A., Katkalo, K. D. (2025). The Relationship between Personal and Professional Self-Realization, Life Satisfaction and Subjective Well-Being of a Teacher-Psychologist // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 285-292.