Вам может быть интересно:
Архив журнала
Философские основы школьного музыкального образования в Китае
- 98
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Школьное музыкальнее образование в Китае сегодня переживает время активной модернизации: происходит пересмотр содержания учебных материалов, методических руководств и образовательных программ. Содержательные и структурные изменения музыкального образования школьников в Китае исследуются как начинающими учеными – аспирантами, обучающимися в вузах Китая и России, так и исследователями этих стран, имеющими серьезные научные труды о направлениях этих изменений. Однако во множестве работ последних лет не прослеживается активный интерес авторов к анализу истоков основных положений государственных документов, регламентирующих процесс современного музыкального образования в этой стране. К одному из таких значимых документов относятся стандарты образования, разработанные Министерством образования Китайской Народной Республики. В данной статье предметом исследования стали измененные по сравнению со стандартами 2011 года «Стандарты обязательного образования по искусству» (О музыкальных предметах) 2022 года и требования их реализации в практике преподавания уроков музыки в китайских школах. Целью статьи является рассмотрение базовых положений стандарта 2022 года во взаимосвязи с философскими идеями китайских мыслителей прошлого. Ракурс исследования, определенный его целью, позволяет выделить специфические черты современного процесса обучения музыке школьников в Китае, которые обусловлены национальными культурными традициями этой страны, сформировавшимися во многом под воздействием идей китайских философов. Методами исследования являются анализ и обобщение работ, связанных с концепцией системы китайского музыкального образования, а также основных положений стандартов образования по искусству 2022 года.
Ключевые слова: музыкальное образование; методика преподавания музыки; методика музыки в школе; китайские школьники; образовательный процесс; музыкальное искусство; китайская философия; образовательные стандарты; философия образования; система музыкального образования
Abstract: School music education in China is currently experiencing a time of active modernization: the content of educational materials, methodological guidelines and educational programs are being revised. Substantive and structural changes in the music education of schoolchildren in China are studied by both novice scientists – postgraduates studying at universities in China and Russia, and researchers in these countries who have serious scientific works that reveal the directions of these changes. However, in many works of recent years, there is no active interest of the authors in analyzing the origins of the main theoretical provisions of state documents regulating the process of modern music education in this country. One of such significant documents is the educational standards developed by the Ministry of Education of the People’s Republic of China. The subject of this article is the modified “Standards of Compulsory Education in Art” (On Music Subjects) of 2022 compared to the 2011 standards and the requirements for their implementation in the practice of teaching music lessons in Chinese schools. The purpose of the article is to consider the basic provisions of the 2022 standard in conjunction with the philosophical ideas of Chinese thinkers of the past. The angle of the study, determined by its purpose, allows us to highlight the specific features of the modern process of teaching music to schoolchildren in China, which are conditioned by the national cultural traditions of this country, largely influenced by the ideas of Chinese philosophers. The research methods are: analysis and generalization of works related to the concept of the Chinese music education system, as well as the main provisions of the 2022 art education standards.
Key words: music education; music teaching methods; music methods in school; Chinese schoolchildren; educational process; musical art; Chinese philosophy; educational standards; philosophy of education; music education system
Для цитирования:
Ли, Шимэй. Философские основы школьного музыкального образования в Китае / Ли Шимэй. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №2. – С. 116-121.
For citation
Li, Shimei. (2025). Philosophical Foundations of School Music Education in China // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №2. – P. 116-121.