Рубрика: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА
Файл статьи: PDF
Аннотация: В последние годы отмечается стремительный рост числа публикаций по различным аспектам феномена «функциональная грамотность». Для исследователей особо остро встает проблема информационного обеспечения научных исследований, проведения ретроспективного поиска релевантных источников информации, отражающих развитие научных и научно-методических знаний в данной области. В работе представлены результаты наукометрического исследования русскоязычного сектора открытой базы данных РИНЦ Научной электронной библиотеки eLIBRARY.ru по функциональной грамотности, зарегистрированных в 1999–2024 годах. Для создания научно-информационного ресурса публикаций и выявления информационного потока используется информационная модель науки как самоорганизующейся системы. На основе эмпирического закона С. Брэдфорда определены зоны концентрации и рассеяния публикаций по различным изданиям. Показаны различия в продуктивности и цитируемости изданий, опубликовавших статьи по проблемам функциональной грамотности, включенных в Перечень ведущих рецензируемых изданий ВАК, включенных в РИНЦ, не включенных в РИНЦ. Выявлены наиболее продуктивные и цитируемые издания. Определено ядро педагогических журналов, опубликовавших статьи по актуальным тематикам исследований феномена «функциональная грамотность» в исследуемом временном периоде. Предлагаемый подход к ретроспективному поиску может быть полезен исследователям разных направлений при создании информационной базы научного исследования.
Ключевые слова: функциональная грамотность; ретроспективный поиск; наукометрия; наукометрические исследования; наукометрические показатели; научно-информационные ресурсы; научный информационный поток; научные электронные библиотеки; информационные технологии
Abstract: In recent years, there has been a rapid increase in the number of publications addressing various aspects of the phenomenon of “functional literacy”. A significant challenge for researchers is the need for adequate information support for scientific studies, particularly in conducting retrospective searches for relevant information sources that reflect the development of scientific and methodological knowledge in this field. This paper presents the results of a scientometric study of the Russian-language sector of the open database of the Russian Science Citation Index (RSCI) within the Scientific Electronic Library eLIBRARY.ru concerning functional literacy, with publications registered from 1999 to 2024. To create a scientific and informational resource of publications and to identify the information flow, an information model of science as a self-organizing system is utilized. Based on the empirical law of S. Bradford, zones of concentration and dispersion of publications across various journals are identified. Differences in productivity and citation rates of journals that have published articles on the issues of functional literacy are demonstrated, including those indexed in the list of leading peer-reviewed journals by the Higher Attestation Commission (HAC), those included in the RSCI, and those not indexed in the RSCI. The most productive and highly cited journals are identified. The core of educational journals that have published articles on relevant research topics related to the phenomenon of “functional literacy” during the studied time is delineated. The proposed approach to retrospective search can be useful for researchers of different directions when creating an information base for scientific research.
Key words: functional literacy; retrospective search; scientometrics; scientometric research; scientometric indicators; scientific information resources; scientific information flow; scientific electronic libraries; information technology

Для цитирования:

Мамонтова, М. Ю. Наукометрический анализ информационного ресурса РИНЦ НЭБ по аспектам феномена «функциональная грамотность» / М. Ю. Мамонтова, Б. Е. Стариченко, К. С. Мамонтов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №3. – С. 50-66.

For citation

Mamontova, M. Yu., Starichenko, B. E., Mamontov, K. S. (2025). Scientometric Analysis of the Information Resource of RSCI SEL on Aspects of the Phenomenon “Functional Literacy” // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №3. – P. 50-66.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.