Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассмотрены особенности организации учебного процесса в магистратуре по направлению «44.04.01 Педагогическое образование: Междисциплинарный подход в естественнонаучном образовании», нацеленного на формирование у будущих магистров профессиональных компетенций по реализации междисциплинарного подхода в образовательной деятельности. Обучение предполагает освоение конгломерата дисциплин, разделенных на два блока – базовый и комплексный, каждый из которых состоит из отдельных модулей. Магистранты в процессе практической подготовки посредством проектно-исследовательской деятельности знакомятся с имеющимися и разрабатывают собственные междисциплинарные проекты, осваивают и применяют методы исследования на стыке нескольких наук, например физика, химия, биология, математика, информатика, технология, метеорология, гидрология, экология, почвоведение, лихенология, фенология, и создают модель, макет или продукт, который в дальнейшем могут использовать в своей профессиональной деятельности. Авторы приходят к выводу, что реализация указанной профессиональной образовательной программы высшего образования создает условия для развития профессиональных компетенций в области междисциплинарного подхода, а также формирует тип мышления будущих педагогов, способных выстраивать интегративные межпредметные связи и учебную деятельность для построения у обучающихся целостной естественно-научной картины мира.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты-педагоги; магистратура; образовательный процесс; междисциплинарность; междисциплинарный подход; межпредметные связи; междисциплинарные компетенции; учебная деятельность; образовательная программа; проектно-исследовательская деятельность; естественно-научное образование; учебные дисциплины
Abstract: The article examines the features of the organization of the educational process in the master’s program in the direction of “44.04.01 Pedagogical education: Interdisciplinary approach in natural science education”, aimed at developing professional competencies in future masters in the implementation of an interdisciplinary approach in educational activities. The training involves mastering a conglomerate of disciplines divided into two blocks – basic and comprehensive, each of which consists of separate modules. Master’s students in the process of practical training through project-research activities get acquainted with existing and develop their own interdisciplinary projects, master and apply research methods at the junction of several sciences, for example, physics, chemistry, biology, mathematics, computer science, technology, meteorology, hydrology, ecology, soil science, lichenology, phenology, and create a model, layout or product that they can later use in their professional activities. The authors come to the conclusion that the implementation of the specified professional educational program of higher education creates conditions for the development of professional competencies in the field of an interdisciplinary approach, and also forms the type of thinking of future teachers who are capable of building integrative interdisciplinary connections and educational activities to build a holistic natural-scientific picture of the world in students.
Key words: higher education institutions; student teachers; master’s degree; educational process; interdisciplinarity; interdisciplinary approach; interdisciplinary connections; interdisciplinary competencies; educational activities; educational program; project-research activities; natural science education; academic disciplines

Для цитирования:

Абдулова, Е. В. Формирование междисциплинарных компетенций у педагогов в процессе реализации основной профессиональной образовательной программы высшего образования «44.04.01 Педагогическое образование: междисциплинарный подход в естественнонаучном образовании» / Е. В. Абдулова, К. М. Щербакова, О. В. Янцер. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 202-209.

For citation

Abdulova, E. V., Shcherbakova, K. M., Yantser, O. V. (2025). Formation of Interdisciplinary Competences among Teachers in the Process of Implementing the Main Professional Educational Program of Higher Education “44.04.01 Pedagogical Education: Interdisciplinary Approach in Natural Science Education” // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 202-209.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.