Файл статьи: PDF
Аннотация: В исследовании представлена методическая модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов ИТ-специальностей в среде, приближенной к языковой. Авторами выявлены проблемы недостаточной разработанности понятия среды, приближенной к языковой, и отсутствия научно-педагогических исследований по ее использованию в обучении иностранному языку студентов ИТ. Целью работы стали теоретическое обоснование и разработка структурно-функциональной модели, включающей целеполагающий, методологический, организационный, содержательный и контрольно-оценочный модули. Особое внимание уделено неподготовленной устной речи как ключевому фактору успешного овладения иностранным языком в условиях, близких к естественной коммуникации. Важными педагогическими условиями реализации модели являются групповая и парная работа, интенсивность речевой практики и преобладание времени говорения студентов. Разработан комплекс учебных упражнений и ситуаций общения, отражающих специфику профессиональной деятельности специалистов ИТ-сферы. Эффективность модели подтверждается педагогическими условиями ее реализации: активное использование групповой и парной работы, максимальная интенсивность речевой практики студентов, преобладание времени говорения студентов над временем говорения преподавателя. Предложенная модель позволяет повысить уровень владения английским языком выпускников до B1+ согласно шкале CEFR, что соответствует современным требованиям рынка труда и обеспечивает конкурентоспособность будущих специалистов на международном уровне.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; образовательный процесс; английский язык; методика преподавания английского языка; методика английского языка в вузе; методы обучения; иноязычные коммуникативные компетенции; неподготовленная устная речь; модели обучения; педагогическое моделирование; профессионально ориентированное обучение; коммуникативный подход
Abstract: The study presents a model for developing foreign communicative competence among IT students in a near-to-native environment. The author identifies the problems of insufficient development of the concept of a near-to-native environment and the lack of scientific and pedagogical research on its use in teaching foreign languages to IT students. The aim of the work is the theoretical justification and development of a structural-functional model, including goal-setting, methodological, organizational, content, and control-evaluation modules. Special attention is paid to spontaneous speech skill development as a key factor of successful foreign language acquisition in conditions close to natural communication. The important pedagogical conditions of the model realization are group and pair work, speech practice intensity, and students’ speaking time predominance. A set of training exercises and communication situations reflecting the specifics of the professional activities of IT specialists has been developed. The effectiveness of the model is confirmed by the pedagogical conditions of its implementation: active use of group and pair work, maximum intensity of students’ speech practice, and the predominance of students’ speaking time over the teacher’s speaking time. The proposed model allows increasing the English language proficiency of graduates up to B1+ according to the CEFR scale, which meets the modern requirements of the labor market and ensures the competitiveness of future specialists at the international level.
Key words: higher education institutions; students; educational process; English language; methods of teaching English; methods of English language in higher education institutions; teaching methods; foreign language communicative competencies; unprepared oral speech; teaching models; pedagogical modeling; professionally oriented teaching; communicative approach

Для цитирования:

Редникова, И. П. Модель формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов ИТ-специальностей в среде, приближенной к языковой / И. П. Редникова, Н. Н. Сергеева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 163-171.

For citation

Rednikova, I. P., Sergeeva, N. N. (2025). Model of Foreign Communicative Competence Development in IT Students in the Near-to-Native Environment // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 163-171.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.