Архив журнала
Лабораторные работы по сквозным цифровым технологиям как инструмент формирования умений цифровой грамотности студентов-гуманитариев
- 156
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Перемены, связанные с переходом к цифровой экономике и информационному обществу, выдвигают свои требования к внедрению сквозных цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности, в том числе в образование. В Северо-Восточном федеральном университете (Республика Саха (Якутия)) дисциплина «Введение в сквозные цифровые технологии» является обязательной для студентов всех направлений подготовки в объеме трех зачетных единиц. Однако, как показала педагогическая практика, студенты-гуманитарии часто испытывают трудности при освоении цифровых технологий, в связи с чем необходим поиск специальных дидактических средств, способных результативно помочь этим студентам. Целью работы является обоснование результативности применения лабораторных работ по сквозным цифровым технологиям в качестве инструмента формирования умений цифровой грамотности студентов-гуманитариев национального университета. В статье описаны результаты работы по интеграции теоретических знаний и практических умений цифровой грамотности на примере Республики Саха (Якутия). Теоретико-методологическую основу исследования составляют идеи и концепции системного, полисубъектного, регионально-этнического подходов к образованию; диссертационные исследования, посвященные формированию цифровой грамотности обучающихся на разных ступенях обучения. Научная новизна исследования заключается в конкретизации особенностей овладения умениями цифровой грамотности в процессе обучения сквозным цифровым технологиям студентов-гуманитариев из числа коренных народов Республики Саха (Якутия). Итоги исследования позволяют утверждать, что применение лабораторных работ по сквозным цифровым технологиям результативно для формирования умений цифровой грамотности студентов-гуманитариев.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; цифровизация образования; сквозные цифровые технологии; цифровая образовательная среда; студенты-гуманитарии; визуальная среда; программирование; лабораторные работы; регионально-этнический подход; цифровая грамотность
Abstract: The changes associated with the transition to a digital economy and information society put forward their own requirements for the implementation of end-to-end digital technologies in all areas of life, including education. At the North-Eastern Federal University (Sakha Republic (Yakutia)) the discipline “Introduction to End-to-End Digital Technologies” is mandatory for students of all areas of training in the amount of three credits. However, pedagogical practice has shown that humanities students often experience difficulties in mastering digital technologies and it is necessary to search for special didactic tools that can effectively help these students. The purpose of the work is to substantiate the effectiveness of laboratory work on end-to-end digital technologies as a tool for developing digital literacy skills of humanities students at the National University. The article describes the results of work on the integration of theoretical knowledge and practical skills of digital literacy using the example of the Sakha Republic (Yakutia). The theoretical and methodological basis of the study is formed by the ideas and concepts of systemic, polysubjective, regional-ethnic approaches to education; dissertation research devoted to the formation of digital literacy of students at different levels of education. The scientific novelty of the study lies in the specification of the features of mastering digital literacy skills in the process of teaching of end-to-end digital technologies to humanities students from among the indigenous peoples of the Sakha Republic (Yakutia). The results of the study suggest that the use of laboratory work on end-to-end digital technologies is effective for the formation of digital literacy skills of humanities students.
Key words: higher education institutions; digitalization of education; end-to-end digital technologies; digital educational environment; humanities students; visual environment; programming; laboratory work; regional-ethnic approach; digital literacy
Для цитирования:
Тарабукина, А. А. Лабораторные работы по сквозным цифровым технологиям как инструмент формирования умений цифровой грамотности студентов-гуманитариев / А. А. Тарабукина, Г. М. Парникова, В. Ю. Бодряков. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 172-184.
For citation
Tarabukina, A. A., Parnikova, G. M., Bodryakov, V. Yu. (2025). Laboratory Work on End-to-End Digital Technologies as a Tool for Developing Digital Literacy Skills of Humanities Students // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 172-184.