Архив журнала
Обучение китайской каллиграфии на занятиях декоративно-прикладными видами искусства
- 162
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Образование в сфере декоративно-прикладного искусства, изобразительно-художественной деятельности принято соотносить с такими традиционными разделами отечественной школы изобразительного искусства, как композиция, моделирование, проектирование, цветоведение. В основе данной статьи лежит идея о том, что развивать навыки композиции и проектирования у обучающихся можно на специальных занятиях по каллиграфии. Сегодня в Китае это художественное творчество чрезвычайно востребовано во многих сферах деятельности. Оно является средством пропаганды и не теряет актуальность даже в условиях современной электронной коммуникации. Интерес к различным видам китайской художественной деятельности, к которой относится каллиграфия, прослеживается и у современной российской молодежи. В статье на примере освоения китайской каллиграфии делается вывод о том, что и демонстрация, и прописывание языковых знаков могут заложить прочную основу для развития навыков композиции, проектирования и эстетической рефлексии. Цель статьи – представить методический материал, включающий описание основополагающих элементов китайской каллиграфии, этапы занятий по китайской каллиграфии и содержание онлайн-курса. Методологической базой послужили идеи отечественных экспертов в сфере декоративно-прикладного искусства А. А. Енина, Л. А. Жадановой. Апробация данного материала была проведена в школах города Екатеринбурга (МАОУ гимназия № 144, МАОУ СОШ № 23), а также в процессе проведении онлайн-курсов по освоению китайской культуры каллиграфии.
Ключевые слова: художественное образование; методика преподавания искусства; методика искусства в школе; декоративно-прикладное искусство; изобразительно-художественная деятельность; китайская каллиграфия; обучение каллиграфии; образовательный процесс; методы обучения; школьники; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; онлайн-курсы
Abstract: It is customary to correlate education in the field of decorative and applied arts and fine arts with such traditional sections of the national school of fine arts as composition, modeling, design, and color studies. This article is based on the idea that students can develop their composition and design skills in special calligraphy classes. Today in China, this artistic creation is in great demand in many areas of activity of the Chinese population. It is a means of propaganda and does not lose its power even in the conditions of modern electronic communication. The interest in various types of Chinese artistic activity, which in China includes calligraphy, can also be traced among modern Russian youth. Using the example of mastering Chinese calligraphy, the article concludes that both the demonstration and the writing of linguistic signs can lay a solid foundation for the development of composition, design and aesthetic reflection skills. The purpose of the article is to present methodological material, including a description of the fundamental elements of Chinese calligraphy, the stages of Chinese calligraphy classes and the content of the online course. The methodological basis for the development of the presented methodological material was the ideas of domestic experts in the field of decorative and applied arts A. A. Enin, L. A. Zhadanova. This material was tested in schools in Ekaterinburg (Gymnasium No. 144, Secondary School No. 23), as well as in the process of conducting online courses on mastering Chinese calligraphy culture.
Key words: art education; methods of teaching art; methods of art in school; arts and crafts; fine art activities; Chinese calligraphy; teaching calligraphy; educational process; teaching methods; schoolchildren; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; online courses
Для цитирования:
Завьялова, Н. А. Обучение китайской каллиграфии на занятиях декоративно-прикладными видами искусства / Н. А. Завьялова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 134-140.
For citation
Zavyalova, N. A. (2025). Teaching Chinese Calligraphy in Decorative and Applied Arts Classes // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 134-140.