Вам может быть интересно:
Архив журнала
Отношение учителей к применению технологий искусственного интеллекта в образовании
- 232
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье исследуется отношение учителей к применению технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе. Актуальность темы обусловлена стремительным развитием цифровых технологий и их проникновением в сферу образования. Основная проблема исследования заключается в трансформации взаимодействия участников образовательных отношений под воздействием технологий искусственного интеллекта. Цель работы – выявление и анализ отношения учителей к применению искусственного интеллекта в их профессиональной деятельности и профессиональном развитии. Методологическую основу составил субъектно-деятельностный подход, а для сбора данных было проведено анкетирование 318 педагогов из Санкт-Петербурга и Ямало-Ненецкого автономного округа. Результаты показали, что 63,6% учителей уже используют искусственный интеллект в профессиональной деятельности, а 89% выражают готовность изучать эти технологии. При этом 84,9% респондентов видят потенциал искусственного интеллекта в разработке учебных материалов, а 54,4% — в автоматизации проверки работ. Интересно, что отношение к искусственному интеллекту не зависит от возраста или предметной специализации педагогов. Научная новизна исследования заключается в выделении трех групп учителей по их отношению к искусственному интеллекту: активные пользователи, критики и лояльные, но не применяющие технологии. Практическая значимость работы подчеркивает необходимость разработки специализированных курсов для педагогов и методических рекомендаций по интеграции искусственного интеллекта в образование. В заключении делается вывод о высоком интересе учителей к искусственному интеллекту при сохраняющемся дефиците образовательных программ, а также обозначаются направления для дальнейших исследований, включая этические и методические аспекты внедрения технологий.
Ключевые слова: цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; искусственный интеллект; образовательный процесс; учителя; цифровая трансформация; профессиональное развитие; педагогические технологии
Abstract: The article investigates the attitude of teachers to the application of artificial intelligence technologies in the educational process. The relevance of the topic is due to the rapid development of digital technologies and their penetration into the sphere of education. The main problem of the study is the transformation of interaction between participants of educational relations under the influence of artificial intelligence technologies. The aim of the work is to identify and analyze the attitude of teachers to the use of artificial intelligence in their professional activities and professional development. The methodological basis was the subject-activity approach, and to collect data we conducted a questionnaire survey of 318 teachers from Saint Petersburg and Yamalo-Nenets Autonomous District. The results showed that 63,6% of teachers already use AI in their professional activities, and 89% express their readiness to study these technologies. At the same time, 84,9% of respondents see the potential of artificial intelligence in the development of teaching materials, and 54,4% – in the automation of work verification. Interestingly, the attitude to artificial intelligence does not depend on the age or subject specialization of teachers. The scientific novelty of the study lies in the identification of three groups of teachers according to their attitude towards artificial intelligence: active users, critics and loyal but not using the technology. The practical significance of the work emphasizes the need to develop specialized courses for teachers and methodological recommendations on the integration of artificial intelligence in education. The paper concludes that teachers’ interest in artificial intelligence is high while educational programs are still lacking, and outlines directions for further research, including ethical and methodological aspects of technology implementation.
Key words: digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; artificial intelligence; educational process; teachers; digital transformation; professional development; pedagogical technologies
Для цитирования:
Илюшин, Л. С. Отношение учителей к применению технологий искусственного интеллекта в образовании / Л. С. Илюшин, Н. А. Торпашёва. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 74-85.
For citation
Ilyushin, L. S., Torpashiova, N. A. (2025). Teachers’ Attitudes Towards the Application of Artificial Intelligence Technologies in Education // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 74-85.