Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлена подборка произведений изобразительного искусства, связанных со школьной тематикой, проблемой обучения. Основу осмысления представленных сюжетов составляет не столько культуроведческий подход, сколько идея обнаружения методических аспектов обучения, характерных для определенного периода развития цивилизации и истории образования. Основой для такого сравнительного анализа послужили следующие художественные произведения: «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года» И. Е. Репина; «Сельская школа, 1879» М. Уайслинга, «В сельской школе» В. Е. Маковского, «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданова-Бельского и др. Авторы отмечают, что в произведениях русских и советских художников методический компонент оказывается более явленным, он просматривается и в самой композиции, и в выражении лиц, и в позах персонажей, изображенных на картине, и т. д. Наиболее показательной в данном отношении является картина «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданова-Бельского, где художник запечатлел как процесс (варианты осмысления, решения поставленной педагогом задачи), так и результат образовательной деятельности (в целом по педагогическому подходу С. А. Рачинского и по конкретному уроку), что, безусловно, является компонентами именно методики обучения. Небезынтересен и анализ методической составляющей картины А. П. Строганова «Первый урок». При этом очевидно, что сами художники не ставили задачу «отражения методики в произведении искусства». Однако авторы предлагают актуализировать методический потенциал данных произведений искусства, обращаясь к ним как к специфическим кейсам «для анализа педагогической ситуации» в процессе подготовки будущих педагогов.
Ключевые слова: художественное образование; изобразительное искусство; произведения изобразительного искусства; художественные полотна; школьная тематика; методика преподавания искусства; методы обучения; образовательный процесс; русские художники; советские художники; методический компонент
Abstract: The article presents a selection of works of fine art related to school themes and the problem of education. The analysis of these works is based not only on a cultural studies approach, but also on the idea of identifying the methodical aspects of education that are characteristic of a certain period in the development of civilization and the history of education. The following works of art served as the basis for this comparative analysis: I. E. Repin’s “A. S. Pushkin at the Lyceum Act on January 8, 1815”; M. Wysling’s “Rural School, 1879”; V. E. Makovsky’s “In a Rural School”; N. P. Bogdanov-Belsky’s “Oral Counting. In S. A. Rachinsky’s People’s School”, and others. The authors note that in the works of Russian and Soviet artists, the methodical component is more pronounced, and it can be seen in the composition itself, in the expressions of the characters, in their poses, and so on. The most illustrative in this regard is the painting “Oral Counting. In the People’s School of S. A. Rachinsky” by N. P. Bogdanov-Belsky, where the artist captured both the process (variations of understanding and solving the task set by the teacher) and the result of educational activities (in general, according to S. A. Rachinsky’s pedagogical approach and a specific lesson), which are undoubtedly components of the teaching methodology. The analysis of the methodical component of A. P. Stroganov’s painting “The First Lesson” is also noteworthy. At the same time, it is obvious that the artists themselves did not set the task of “reflecting the methodical in a work of art”. However, the authors propose to actualize the methodical potential of these works of art by referring to them as specific cases “for analyzing the pedagogical situation” in the process of training future teachers.
Key words: art education; fine art; works of fine art; art canvases; school themes; methods of teaching art; teaching methods; educational process; Russian artists; Soviet artists; methodological component

Для цитирования:

Коротаева, Е. В. Визуализация «методики обучения» в живописных полотнах известных художников / Е. В. Коротаева, А. С. Андрюнина. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 86-92.

For citation

Korotaeva, E. V., Andryunina, A. S. (2025). Visualization of “Teaching Methods” in Paintings by Famous Artists // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 86-92.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.