Архив журнала
Социально-личностные ресурсы психологического благополучия в средней и поздней взрослости
- 136
- Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Потребность в обеспечении психологического благополучия личности актуализирует поиск ресурсов психологического благополучия в средней и поздней взрослости. Целью исследования являются изучение социально-личностных ресурсов психологического благополучия в средней и поздней взрослости и определение универсальности и специфичности данных ресурсов психологического благополучия в средней и поздней взрослости. В качестве социально-личностных ресурсов рассматриваются уровень образования, удовлетворенность материальным положением, проживание с семьей. В исследовании приняли участие 1 227 человек в возрасте от 50 до 70 лет. Участники был разделены на две возрастные группы: первая группа – средняя взрослость, в которую вошли 684 человека, вторая группа – поздняя взрослость, в которую вошли 543 человека. Методиками исследования являются: Шкала психологического благополучия К. Рифф в адаптации Т. Д. Шевеленковой и П. П. Фесенко; авторская анкета, позволяющая оценить социально-личностные ресурсы. Методом обработки данных является t-критерии Стьюдента. В результате исследования установлено, что высшее образование является специфическим социально-личностным ресурсом психологического благополучия в поздней взрослости; удовлетворенность материальным положением и проживание с семьей являются универсальными социально-личностными ресурсами психологического благополучия в средней и поздней взрослости. Результаты обосновывают важность образования на поздних этапах взрослости.
Ключевые слова: психологическое благополучие; социально-личностные ресурсы; средняя взрослость; средний возраст; поздняя взрослость; возрастная психология
Abstract: The need to ensure psychological change of personality actualizes the search for resources of psychological change in middle and late adulthood. The aim of the study is to study the social and personal resources of psychological behavior in middle and late adulthood. Also, to determine the universality and specificity of data resources in middle and late adulthood. The social and personal resources are the level of education, satisfaction with financial situation, living with family. The event was attended by 1 227 people aged 50 to 70 years. The participants were divided into two age groups. The first group is middle adulthood, in which 684 people participate. The second group is late adulthood, in which 543 people participate. The research methods are: Scale of psychological mood by K. Riff adapted by T. D. Shevelenkova and P. P. Fesenko; the author’s questionnaire allows you to assess social personal resources. The data processing method is Student’s t-criterion. The study found that higher education is a distinctive social and personal resource for psychological development in late adulthood; satisfaction with financial situation and living in a family are universal social and personal problems of psychological development in middle and late adulthood. The results substantiate later stages of maturation.
Key words: psychological well-being; social and personal resources; middle adulthood; middle age; late adulthood; developmental psychology
Для цитирования:
Борисов, Г. И. Социально-личностные ресурсы психологического благополучия в средней и поздней взрослости / Г. И. Борисов, Б. Ю. Берзин. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 220-227.
For citation
Borisov, G. I., Berzin, B. Yu. (2025). Social and Personal Resources of Psychological Development in Middle and Late Adulthood // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 220-227.