Архив журнала
Взаимосвязь типов произвольного внимания с когнитивным развитием и мотивацией первоклассника: гендерный аспект
- 156
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются гендерные особенности взаимосвязи типов произвольного внимания с когнитивным развитием и школьной мотивацией первоклассников. Актуальность исследования обусловлена необходимостью учета индивидуально-психологических характеристик младших школьников при построении эффективных образовательных стратегий. Первоклассники с различным типом несформированности произвольного внимания составляют большую часть учащихся класса. Проблема несформированности произвольного внимания носит комплексный характер и может быть связана как с внешними, так и с внутренними условиями развития ребенка. Факторы, оказывающие влияние на успешность обучения, – мотивация учащегося и уровень умственного развития. Именно они находят отражение в поведении учащегося на уроке, определяя степень вовлеченности, включенности и усвоения материала.
В исследовании приняли участие 226 первоклассников (138 мальчиков и 88 девочек) средней школы. Для диагностики школьной мотивации, когнитивного (умственного) развития и типа произвольного внимания использовались традиционные методики: анкета школьной мотивации Н. Г. Лускановой, методика оценки умственного развития Э. Ф. Замбицявичене и тест Тулуз-Пьерона. Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием t-критерия Стьюдента.
Результаты показали наличие статистически значимых гендерных различий в уровнях точности обработки информации, школьной мотивации и умственного развития у детей с различными типами несформированности произвольного внимания (реактивный, астенический, ригидный, активный, субнормальный). В частности, девочки чаще демонстрировали более высокую точность выполнения заданий и выраженную учебную мотивацию, тогда как у мальчиков чаще наблюдались проблемы с концентрацией и устойчивостью познавательной активности. Качественный анализ полученных результатов позволил установить связь типа произвольного внимания с когнитивным развитием и школьной мотивацией.
Полученные данные могут быть использованы для разработки дифференцированных психолого-педагогических программ, направленных на развитие произвольного внимания и повышение учебной мотивации с учетом гендерных особенностей младших школьников.
Таким образом, изучение гендерного аспекта связи типов произвольного внимания с когнитивными и мотивационными аспектами у первоклассников является актуальным и важным направлением, которое может способствовать улучшению образовательного процесса и более глубокому пониманию развития первоклассника. Это исследование может внести значительный вклад в психологию, педагогику и социальные науки, помогая создать более эффективные и инклюзивные образовательные практики.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; образовательный процесс; учебная деятельность; учебная мотивация; первоклассники; произвольное внимание; умственное развитие; когнитивное развитие; гендерные особенности развития
Abstract: The article examines gender features of the relationship between types of voluntary attention and cognitive development and school motivation of first-graders. The relevance of the study is due to the need to take into account the individual psychological characteristics of primary school students when building effective educational strategies. First-graders with various types of undeveloped voluntary attention make up the majority of the class. The problem of undeveloped voluntary attention is complex and can be associated with both external and internal conditions of the child’s development. Factors that influence the success of learning are the student’s motivation and level of mental development. They are reflected in the student’s behavior in the classroom, determining the degree of involvement, inclusion and assimilation of the material.
The study involved 226 first-graders (138 boys and 88 girls) of a secondary school. Traditional methods were used to diagnose school motivation, cognitive (mental) development and the type of voluntary attention: the school motivation questionnaire by N. G. Luskanova, the method for assessing mental development by E. F. Zambiceviciene and the Toulouse-Pieron test. Statistical data processing was carried out using Student’s t-test.
The results showed the presence of statistically significant gender differences in the levels of information processing accuracy, school motivation and mental development in children with different types of underdeveloped voluntary attention (reactive, asthenic, rigid, active, subnormal). In particular, girls more often demonstrated higher accuracy in completing tasks and expressed academic motivation, while boys more often had problems with concentration and sustainability of cognitive activity. Qualitative analysis of the obtained results allowed us to establish a connection between the type of voluntary attention and cognitive development and school motivation.
The obtained data can be used to develop differentiated psychological and pedagogical programs aimed at developing voluntary attention and increasing educational motivation, taking into account the gender characteristics of primary school students.
Thus, the study of the gender aspect of the relationship between types of voluntary attention and cognitive and motivational aspects in first-graders is a relevant and important direction that can contribute to improving the educational process and a deeper understanding of the development of first-graders. This study can make a significant contribution to psychology, pedagogy and social sciences, helping to create more effective and inclusive educational practices.
Key words: primary school; primary school students; educational process; educational activity; educational motivation; first-graders; voluntary attention; mental development; cognitive development; gender characteristics of development
Для цитирования:
Взаимосвязь типов произвольного внимания с когнитивным развитием и мотивацией первоклассника: гендерный аспект / Ю. А. Токарева, С. В. Волик, А. А. Полозов, С. А. Агафонов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №4. – С. 246-256.
For citation
Tokareva, Yu. A., Volik, S. V., Polozov, A. A., Agafonov, S. A. (2025). Relationship between Types of Voluntary Attention with Cognitive Development and Motivation of First-Graders: Gender Aspect // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №4. – P. 246-256.