Архив журнала
Экологический дискурс как инфокоммуникативное поле обучения профессиональному русскому языку иностранных студентов-экологов
- 12
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Исследование посвящено изучению экологического дискурса в обучении русскому языку иностранных студентов-экологов, что актуально в условиях роста внимания к экологическим проблемам и необходимости формирования экологически просвещенного поколения среди обучающихся. Научная новизна статьи заключается в переосмыслении традиционного понимания экологического дискурса, а также его интеграции в учебный процесс иностранных студентов-экологов. В статье предлагается синтетический подход к определению экологического дискурса, объединяющий его лингвистические, коммуникативные и социокультурные аспекты, что позволяет рассматривать данную дефиницию как динамичное инфокоммуникативное поле. Цель исследования состоит в переосмыслении традиционного понимания экологического дискурса, а также во включении его в учебный процесс обучения русскому языку иностранных студентов-экологов. Материалы и методы исследования оперируют анализом научных трудов по лингвистике и методике преподавания, а также корпусом текстов экологической тематики различных стилей и жанров. В статье предлагается авторская уровневая методика (ТРКИ-1 – ТРКИ-2), основанная на работе с текстами экологической тематики различных функционально-семантических стилей, жанров и экокейсов. Результаты показывают, что экологический дискурс может выступать не только в качестве объекта изучения лингвистами, но и инфокоммуникативным полем в учебном процессе, что способствует формированию профессионально-коммуникативной компетентности и экологического сознания у иностранных студентов-экологов. В заключение отмечается, что такой подход к обучению позволяет перейти от общего владения языком к профессионально ориентированной коммуникации.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; РКИ; русский язык как иностранный; методика преподавания русского языка; образовательный процесс; методы обучения; лингвометодика; экология; экологический дискурс; экологические тексты; иностранные студенты; студенты-экологи
Abstract: The research is devoted to the study of ecological discourse in Russian language teaching of foreign environmental students, which is relevant in the conditions of growing attention to environmental problems and the need to form an ecologically enlightened generation among students. The scientific novelty of the article consists in rethinking the traditional understanding of ecological discourse, as well as its integration into the learning process of foreign environmental students. The article proposes a synthetic approach that combines linguistic, communicative and socio-cultural aspects, which allows us to consider ecological discourse as a dynamic info-communicative field. The aim of the study is to rethink the traditional understanding of ecological discourse and to include this definition in the educational process of teaching Russian to foreign students of environmental studies. Materials and methods of the research include the analysis of scientific works on linguistics and teaching methodology, as well as the corpus of environmental texts of various styles and genres. The article proposes the author’s level-based methodology (TRKI-1 – TRKI-2), based on working with texts on environmental topics of various functional-semantic styles, genres and eco-cases. The results show that the integration of environmental discourse as an infocommunicative field into the teaching process contributes to the formation of professional-communicative competence and environmental awareness in foreign environmental students. It is concluded that this approach allows the transition from general language proficiency to professionally oriented communication.
Key words: higher education institutions; Russian as a foreign language; Russian language teaching methods; educational process; teaching methods; linguistic methodology; ecology; environmental discourse; environmental texts; foreign students; environmental students
Для цитирования:
Игнатова, И. Б. Экологический дискурс как инфокоммуникативное поле обучения профессиональному русскому языку иностранных студентов-экологов / И. Б. Игнатова, К. С. Травкин. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 177-186.
For citation
Ignatova, I. B., Travkin, K. S. (2025). Ecological Discourse as an Infocommunicative Field of Teaching Professional Russian Language to Foreign Students of Ecology // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 177-186.