Вам может быть интересно:
Архив журнала
Взаимосвязь доверия к информационной среде вуза и гражданской идентичности студентов
- 9
- Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье раскрывается вопрос о факторах доверия к информации у студенческой молодежи. Показано, что информационно-образовательная среда университета способна активно влиять, формировать как общественное мнение, гражданскую позицию, так и личностные взгляды и предпочтения. Проблема исследования заключается в выявлении условий, при которых информационная среда университета окажет позитивное влияние на формирование гражданской идентичности молодежи новых регионов Российской Федерации. Поставленная проблема обусловила цель исследования – теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение взаимосвязи уровня обобщенного доверия, доверия к источнику информации, доверия к содержанию информации и гражданской идентичности студентов университета воссоединенных регионов Российской Федерации. Цель исследования определила выбор эмпирических методов: опрос, анкетирование. Для изучения гражданской идентичности взята шкала опросника MIRIPS (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко). Для статистической обработки данных использованы сравнительный анализ для установления различий между группами студентов, разными по региональной принадлежности, корреляционный анализ, с помощью которого выявлены взаимосвязи между параметрами доверия и гражданской идентичностью студентов. Эмпирически подтверждено, что на формирование гражданской идентичности студентов оказывает влияние обобщенное (базовое) доверие, доверие к источнику информации (авторитетность, значимость, экспертность), доверие к содержанию информации (достоверность, актуальность, объективность, полнота, простота). Перспективами исследования является экспериментальная проверка положения о том, что созданные и используемые в университете видеофильмы и видеоролики на социально значимые темы окажут большее влияние на формирование позитивных ценностей и личностных смыслов, составляющих основу гражданской идентичности студентов университетов новых регионов Российской Федерации, при условии высокого уровня доверия к источнику и содержанию информации, кроме этого, важным фактором является уровень обобщенного доверия к миру, к другим людям и к себе.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; студенты; информатизация образования; информационно-коммуникационные технологии; информационная образовательная среда; доверие; источники информации; содержание информации; информационная грамотность; гражданская идентичность; гражданственность; новые регионы России
Abstract: The article reveals the issue of factors of trust in information among student youth. It is shown that the information and educational environment of the university is able to actively influence, form both public opinion, civic position, and personal views and preferences. The problem of the research is to identify the conditions under which the information environment of the university will have a positive impact on the formation of civic identity of young people in new regions of the Russian Federation. The purpose of the study is a theoretical justification and empirical verification of the relationship between generalized trust, trust in the source of information, trust in the content of information and the civic identity of university students in a new region of Russia. The purpose of the study determined the choice of empirical methods: a survey, a questionnaire, and the MIRIPS questionnaire scale (N. M. Lebedeva, A. N. Tatarko) was used to study civic identity. For statistical processing of data, comparative analysis and correlation analysis were used, with the help of which the relationships between the parameters of trust and the civic identity of students were revealed. It was empirically confirmed that the formation of civic identity of students is influenced by generalized (basic) trust, trust in the source of information (authority, significance, expertise), trust in the content of information (reliability, relevance, objectivity, completeness, simplicity). The prospects of the study are to experimentally verify the position that socially significant videos influence the formation of positive values and personal meanings. The conditions for the formation of trust are a high level of trust in the source and content of information, in addition, an important factor is the level of generalized trust in the world, in other people and in oneself.
Key words: higher education institutions; students; informatization of education; information and communication technologies; information educational environment; trust; sources of information; content of information; information literacy; civic identity; citizenship; new regions of Russia
Для цитирования:
Блинова, Е. Е. Взаимосвязь доверия к информационной среде вуза и гражданской идентичности студентов / Е. Е. Блинова, Г. А. Попельчук. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 291-301.
For citation
Blynova, E. E., Popelchuk, G. A. (2025). The Relationship between Trust in the University Information Environment and the Formation of Positive Civic Identity of Students // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 291-301.