Вам может быть интересно:
Архив журнала
Педагогические технологии воспитания конфликтологической культуры у курсантов: анализ и рекомендации
- 15
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема исследования: как эффективно воспитывать у курсантов военных вузов конфликтологическую культуру (культуру конструктивного взаимодействия в конфликтных ситуациях)? Цель исследования: теоретически обосновать и разработать педагогические технологии и рекомендации, позволяющие сформировать у курсантов навыки предотвращения и конструктивного разрешения конфликтов, т. е. повысить уровень их конфликтологической культуры. Методология и методы: исследование опирается на системно-деятельностный и аксиологический подходы, рассматривая конфликтологическую культуру как интегративное личностное образование с когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами. Использованы методы анализа педагогической и психологической литературы, сравнительного сопоставления концепций различных авторов, а также обобщение результатов эмпирических исследований (анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент) по данной проблеме. Основные результаты: обобщены педагогические технологии, предложенные исследователями для решения данной проблемы. Научная новизна заключается в комплексном подходе к воспитанию конфликтологической культуры курсантов – в интеграции учебной дисциплины по конфликтологии с активными тренинговыми методиками и целенаправленным формированием ценностных установок толерантности и сотрудничества. Теоретическая и практическая значимость: результаты обзора расширяют научные представления о структуре конфликтологической культуры и эффективных способах ее формирования в условиях военного профессионального образования. Практические рекомендации могут быть использованы в военных образовательных организациях для совершенствования программы воспитательной работы и профессионально-психологической подготовки курсантов. Выводы: достижение цели исследования подтверждается сопоставлением предложенных педагогических технологий с исходной задачей – они способны повысить уровень конфликтологической культуры курсантов и тем самым обеспечить готовность будущих офицеров к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов.
Ключевые слова: военные вузы; курсанты; конфликтологическая культура; педагогические технологии; военное образование; профилактика конфликтов; конфликтные ситуации; разрешение конфликтов; подготовка будущих офицеров; практические рекомендации
Abstract: Research problem: how to effectively cultivate a conflictological culture (a culture of constructive interaction in conflict situations) in cadets of military universities? Research objective: to theoretically substantiate and develop pedagogical technologies that allow cadets to develop skills in preventing and constructively resolving conflicts, that is, to increase the level of their conflictological culture. Methodology and methods: the study is based on the system-activity and axiological approaches, considering the conflictological culture as an integrative personal formation with cognitive, emotional and behavioral components. The methods used are analysis of pedagogical and psychological literature, comparative comparison of concepts of various authors, as well as generalization of the results of empirical studies (questionnaires, testing, pedagogical experiment) on this problem. Main results: the pedagogical technologies proposed by researchers to solve this problem are summarized. The scientific novelty lies in the comprehensive approach to the development of cadets’ conflictological culture – in the integration of the academic discipline on conflictology with active training methods and targeted formation of value attitudes of tolerance and cooperation. Theoretical and practical significance: the results of the review expand scientific understanding of the structure of conflictological culture and effective ways of its formation in the context of military professional education. Practical recommendations can be used in military educational organizations to improve the program of educational work and professional and psychological training of cadets. Conclusions: the achievement of the research goal is confirmed by a comparison of the proposed pedagogical technologies with the original task – they are able to increase the level of cadets’ conflictological culture and thereby ensure the readiness of future officers to prevent and constructively resolve conflicts.
Key words: military universities; cadets; conflictological culture; pedagogical technologies; military education; conflict prevention; conflict situations; conflict resolution; training of future officers; practical recommendations
Для цитирования:
Камболов, А. Р. Педагогические технологии воспитания конфликтологической культуры у курсантов: анализ и рекомендации / А. Р. Камболов. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 187-196.
For citation
Kambolov, A. R. (2025). Pedagogical Technologies for Educating Students in Conflict Management Culture: Analysis and Recommendations // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 187-196.