Вам может быть интересно:
Архив журнала
Лабораторные работы по математическому моделированию как средство развития способности школьников к исследовательской деятельности
- 12
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Перед отечественной системой образования поставлена задача существенного повышения качества массового математического и естественно-научного образования. Это важно для достижения технологического суверенитета страны. Между тем фактический уровень математической и естественно-научной подготовленности выпускников российских школ далеко недостаточен. Встает проблема поиска новых, современных и привлекательных для молодежи дидактических средств, мотивирующих обучающихся к углубленному освоению предметов математического и естественно-научного цикла, развитию исследовательских умений и творческих способностей. Целью настоящей работы является представление лабораторных работ по математическому моделированию в качестве дидактического средства развития способности школьников к предметной исследовательской и творческой деятельности. Методологическую базу обсуждения составляют идеи метода математического моделирования, метода проблемного обучения, экспериментально-лабораторного подхода к обучению математике. Сделан вывод о том, что лабораторные работы по математическому моделированию могут стать подходящим дидактическим средством для достижения заявленной цели. На базе нескольких школ Екатеринбурга проведена опытная работа (апробация) лабораторной работы по математическому моделированию на тему «Определение радиуса Земли по характеристикам видимости морского маяка». Контроль качества учебной работы и степени развития исследовательских умений участвовавших в апробации школьников осуществлялся путем оценивания отчетов по выполненной лабораторной работе с последующим собеседованием. Рефлексия по итогам опытной работы высветила ряд проблемных мест в отношении качества математической и естественно-научной подготовки уральских школьников и показала пути их успешного разрешения. Методика применения лабораторных работ по математическому моделированию в качестве средства развития способности школьников к исследовательской деятельности рекомендована к внедрению на базе школ и организаций среднего профессионального образования Екатеринбурга с возможностью последующего масштабирования на иные уровни образования.
Ключевые слова: общеобразовательные учебные заведения; школьники; математика; методика преподавания математики; методика математики в школе; методы обучения; исследовательские умения; исследовательская деятельность; лабораторные работы; математическое моделирование
Abstract: The domestic education system is faced with the task of significantly improving the quality of mass mathematical and natural science education. This is important for achieving the technological sovereignty of the country. Meanwhile, the actual level of mathematical and natural science training of graduates of Russian schools is far from sufficient. The problem arises of finding new, modern and attractive for young people, didactic means that motivate students to in-depth mastery of subjects of the mathematical and natural science cycle, development of research skills and creativity. The purpose of this work is to present laboratory work on mathematical modeling as a didactic tool for developing the ability of schoolchildren to subject research and creative activity. The methodological basis for the discussion is formed by the ideas of the method of mathematical modeling, the method of problem-based learning, the experimental-laboratory approach to teaching mathematics. It is concluded that laboratory work on mathematical modeling can become a suitable didactic tool for achieving the stated goal. On the basis of several schools in Ekaterinburg, an experimental work (testing) of laboratory work on mathematical modeling on the topic “Determining the radius of the Earth based on the visibility characteristics of a sea lighthouse” was carried out. Quality control of the educational work and the degree of development of research skills of the schoolchildren participating in the testing was carried out by assessing the Reports on the completed laboratory work followed by an interview. Reflection on the results of the experimental work highlighted a number of problem areas in relation to the quality of mathematical and natural science training of Ural schoolchildren, but also showed ways to successfully resolve them. The methodology for using laboratory work on mathematical modeling as a means of developing schoolchildren’s ability to conduct research activities is recommended for implementation at schools and secondary vocational education organizations in Ekaterinburg with the possibility of subsequent scaling to other levels of education.
Key words: comprehensive schools; schoolchildren; mathematics; methods of teaching mathematics; methods of mathematics in school; teaching methods; research skills; research activities; laboratory work; mathematical modeling
Для цитирования:
Лабораторные работы по математическому моделированию как средство развития способности школьников к исследовательской деятельности / В. Ю. Бодряков, С. А. Новоселов, В. А. Красноперов, В. А. Бредгауэр. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 93-103.
For citation
Bodryakov, V. Yu., Novoselov, S. A., Krasnoperov, V. A., Bredgauer, V. A. (2025). Laboratory Works on Mathematical Modeling as a Means of Developing Schoolchildren’s Abilities for Research Activities // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 93-103.