Файл статьи: PDF
Аннотация: Цель исследования – обобщить и конкретизировать современные тенденции и особенности влияния технологий искусственного интеллекта на процессы воспитания студенческой молодежи в условиях цифровой трансформации образования. Материалами к исследованию выступили научные публикации, отражающие взгляды отечественных исследователей на проблему воспитания в условиях цифровизации и активного внедрения искусственного интеллекта в образовательную среду. В числе основных методов исследования применялись библиографический обзор, обобщающий, описательный и сравнительный анализ. В работе обосновывается необходимость критического переосмысления роли искусственного интеллекта в воспитательном процессе, акцентируется внимание на его потенциале при использовании в качестве вспомогательного инструмента в реализации задач воспитания. При этом подчеркиваются специфика именно студенческой молодежи, а также различия воспитательных задач по направлениям подготовки – техническое, гуманитарное и педагогическое образование. Исключается замещение человека искусственным интеллектом, поскольку в таком случае сущность процесса воспитания, построенного на человеческом взаимодействии, искажается. На основе анализа научной литературы систематизируются положительные и негативные проявления влияния искусственного интеллекта на воспитание. С одной стороны, искусственный интеллект способствует персонализации воспитательной работы, может оказаться удобным инструментом поддержки работы педагогов; с другой – создает риски снижения эмпатичности, утраты ценностей и зависимости от виртуальной среды. В исследовании выделены конкретные воспитательные задачи: формирование академической честности, критического мышления, цифровой грамотности, ответственности и патриотизма. Подчеркивается, что наиболее продуктивно искусственный интеллект используется как средство сопровождения и поддержки деятельности педагога. Воспитание в таком случае сохраняет личностно ориентированный, нравственный и традиционный характер.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; студенты; цифровая трансформация; искусственный интеллект; воспитание студентов; воспитательный процесс; цифровое воспитание; академическая честность; критическое мышление
Abstract: The purpose of this study is to summarize and specify current trends and specific features of the influence of artificial intelligence technologies on the educational upbringing of university students in the context of digital transformation in education. The study analyzes scientific publications that reflect the views of Russian researchers on the issue of upbringing in the conditions of digitalization and the active introduction of artificial intelligence into the educational environment. The main research methods include bibliographic review, generalization, descriptive and comparative analysis. The study substantiates the need for a critical reassessment of the role of artificial intelligence in the upbringing process and emphasizes its potential when used as a supportive tool for implementing pedagogical tasks. At the same time, the replacement of humans with artificial intelligence can be harmful, since it distorts the essence of upbringing, which is based on interpersonal interaction. Based on the analysis of scientific literature, both positive and negative manifestations of artificial intelligence influence on upbringing are described. On the one hand, artificial intelligence contributes to the personalization of education and can serve as a convenient tool for educators. On the other hand, it poses risks such as decreased empathy, loss of values, and increased dependency on the virtual environment. The study highlights that the most productive use of artificial intelligence occurs when it serves as a supplement and support for the educator. In such cases, upbringing retains its personal, moral, and traditional character. The study will be useful for educators and researchers involved in the study of digitalization and its impact on the upbringing process. Future research perspectives are defined by the need to clarify the influence of artificial intelligence and to develop further discussions about the role of artificial intelligence in educational upbringing.
Key words: higher education institutions; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; students; digital transformation; artificial intelligence; student education; educational process; digital education; academic integrity; critical thinking

Для цитирования:

Вотинцев, А. В. Современные тенденции и особенности влияния технологий искусственного интеллекта на процессы воспитания студенческой молодежи / А. В. Вотинцев, А. С. Тенихина, И. С. Пирожкова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 37-43.

For citation

Votintsev, A. V., Tenikhina, A. S., Pirozhkova, I. S. (2025). Contemporary Trends and Specific Features of the Influence of Artificial Intelligence Technologies on the Educational Upbringing of University Students // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 37-43.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.