Рубрика: ШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Современные экологические проблемы существенно влияют на все стороны жизни человечества: хозяйственную и экономическую деятельность, культуру, мораль – и становятся объектом идеологической борьбы. Возникает новая проблема: как подготовить людей, способных быстро и успешно решать любые возникающие экологические проблемы? Цель статьи состоит в изучении возможностей проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов для формирования у них экологической грамотности. В работе показано, что формирование экологической грамотности возможно и необходимо в раннем возрасте в период наилучшей познавательной активности школьника. Целесообразно использовать проектно-исследовательскую работу учащихся, системно-деятельностный подход и специально ориентированную на формирование экологической грамотности модель деятельности учителя начальной школы. Учебно-исследовательская деятельность школьников организована так, что они постоянно взаимодействуют с объектами реальной природы, и это позволяет формировать эстетический вкус и бережное отношение к изучаемым объектам. В заключение показано, что формирование экологической грамотности учащихся при организации учебно-исследовательской деятельности позволяет осуществить ее успешное формирование.
Ключевые слова: начальная школа; младшие школьники; учебно-исследовательская деятельность; метод проектов; проектная деятельность; школьные проекты; экология; экологическая грамотность; учителя; педагогическая деятельность; научное познание; развитие личности; исследовательские умения
Abstract: Modern environmental problems have a significant impact on all aspects of human life: economic and business activities, culture, and morality – and have become the subject of ideological struggle. This has led to a new challenge: how to train individuals who can quickly and effectively address any emerging environmental issues? The purpose of this article is to explore the potential of project-based research activities for developing environmental literacy among primary school students. The article demonstrates that the development of environmental literacy is possible and necessary at an early age, during the period of optimal cognitive development in schoolchildren. It is advisable to use students’ project and research work, a system-activity approach, and a model of primary school teacher activity specifically focused on the formation of environmental literacy. The educational and research activities of students are organized in such a way that they constantly interact with real-life objects, and this allows students to develop their aesthetic taste and respect for the objects they study. In conclusion, it is shown that the formation of students’ environmental literacy through the organization of educational and research activities can be successfully achieved.
Key words: primary school; primary school students; educational and research activities; project method; project activities; school projects; ecology; environmental literacy; teachers; pedagogical activities; scientific knowledge; personal development; research skills

Для цитирования:

Балюкова, Т. В. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования их экологической грамотности / Т. В. Балюкова, П. В. Зуев. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 82-92.

For citation

Balyukova, T. V., Zuev, P. V. (2025). Project and Research Activities of Younger Schoolchildren as a Means of Forming Their Environmental Literacy // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 82-92.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.