Архив журнала
Лингводидактический аспект развития языковой личности в неязыковом вузе
- 13
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Целью статьи является попытка автора обобщить и проанализировать лингвообразовательный процесс в неязыковом вузе в контексте развития профессиональной поликультурной языковой личности средствами иностранного языка как учебной дисциплины. Для осмысления рассматриваемой в статье проблематики автор затрагивает вопросы целеполагания и обращается к стратегической цели иноязычного образования в неязыковом вузе – развитию профессиональной поликультурной языковой личности. В статье анализируются основополагающие труды по заявленной проблематике, позволяющие актуализировать антропоцентрический контекст лингвообразовательного процесса; предлагается лингвометодическая модель развития профессиональной поликультурной языковой личности и обосновывается ее технологическая реализация. В ходе исследования применялись методы теоретического анализа и синтеза лингвистической, лингводидактической, методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования, описательный метод при описании разработанности предмета исследования, эмпирические методы для практического познания текущего состояния лингвообразовательного процесса. Теоретическая значимость результатов работы заключается в определении компонентов лингвометодической модели развития профессиональной поликультурной языковой личности и их содержания. Научная новизна состоит в уточнении понятия профессиональной поликультурной языковой личности. Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты могут использоваться для проектирования учебных курсов и учебников по иностранному языку в неязыковом вузе и служить основой для дальнейших исследований в ракурсе обозначенной проблематики, связанных с самостоятельной учебно-познавательной деятельностью, антропоэкологичной интеграцией новых информационных технологий в процесс обучения иностранному языку, управлением внеаудиторными мероприятиями на иностранном языке, разработкой комплексных методик диагностирования сформированности профессиональной поликультурной языковой личности.
Ключевые слова: неязыковые вузы; студенты; образовательный процесс; методы обучения; языковое образование; иностранные языки; методика преподавания иностранных языков; методика преподавания иностранных языков в вузе; поликультурная языковая личность; учебные дисциплины; иноязычные компетенции; коммуникативные компетенции; личностные качества; средства обучения; внеаудиторная деятельность; учебно-познавательная деятельность; лингводидактика
Abstract: The purpose of the article is an attempt to summarize and analyze the linguistic education process in a non-linguistic university in the context of the professional polycultural linguistic personality development by means of Foreign Language as an academic discipline. The author turns to the strategic goal in university foreign language teaching: the development of professional polycultural linguistic personality. The article analyzes the fundamental works on the issue and suggests a linguistic-methodological model for professional polycultural linguistic personality development and its technological implementation. Methods of theoretical analysis and synthesis of linguistic, didactic and psychological-pedagogical literature, descriptive method in describing the research subject, empirical methods for practical knowing of current foreign language teaching are used. The theoretical significance of the research lies in determining the components of the linguistic-methodological model for professional polycultural linguistic personality development and their content. The scientific novelty consists in clarifying the concept of professional polycultural linguistic personality. The practical significance is that the research results can be used to design training courses and textbooks on Foreign Language as a non-linguistic university academic discipline and serve as the basis for further research in foreign language teaching on the issues related to independent educational and cognitive activity, anthropoecological integration of information technologies, management of students’ extracurricular activities; development of comprehensive testing methods for professional polycultural linguistic personality formation.
Key words: non-linguistic universities; students; educational process; teaching methods; language education; foreign languages; methods of teaching foreign languages; methods of teaching foreign languages in higher education; multicultural linguistic personality; academic disciplines; foreign language competencies; communicative competencies; personal qualities; teaching tools; extracurricular activities; educational and cognitive activities; linguodidactics
Для цитирования:
Югова, М. А. Лингводидактический аспект развития языковой личности в неязыковом вузе / М. А. Югова. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 250-262.
For citation
Yugova, M. A. (2025). Linguodidactic Aspect of Linguistic Personality Development at a Non-linguistic University // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 250-262.