Архив журнала
Опыт реализации стратегий цифровой трансформации высшего образования в Уральском федеральном университете
- 26
- Рубрика: СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Цифровизация образовательного процесса в высшей школе обусловлена общественным запросом и развитием технологий, вследствие чего появляется необходимость подготовки специалистов, способных эффективно функционировать в условиях цифровой трансформации общества. В связи с этим возникает необходимость интеграции цифровых компонентов в педагогическую модель высшего образования. В данной статье авторами рассматривается проблема формирования цифровых компетенций студентов в качестве системного, личностного и профессионального качества. Целью статьи является теоретический обзор феномена «цифровая компетенция» и изменений в программах подготовки в высшей школе (на примере программы бакалавриата кафедры «Лингвистика и профессиональная коммуникация на иностранных языках» Уральского федерального университета). Статья представляет собой три блока исследования: генезис проблемы, место цифровой компетенции в компетентностной образовательной модели, анализ опыта Уральского федерального университета. Методологическую основу исследования составили эмпирические методы исследования, сравнительный анализ, контент-анализ нормативно-правовых документов в сфере высшего образования в Российской Федерации и основные принципы цифровой дидактики В. И. Блинова. В результате были выявлены факторы, способствующие устойчивому развитию цифровой образовательной среды, и рассмотрен опыт Уральского федерального университета. Научную новизну исследования составляет рассмотрение цифровой компетенции как интегративного, непрерывно развивающегося качества, а практическая значимость исследования заключается в возможности применения опыта при проектировании программ высшего образования. Полученные результаты обогащают педагогический опыт и могут быть использованы в дальнейших теоретических исследованиях цифровой педагогики и дидактики.
Ключевые слова: высшие учебные заведения; цифровизация образования; цифровые технологии; цифровая образовательная среда; студенты; цифровая трансформация; цифровые компетенции; модульное обучение; образовательный процесс; образовательные программы
Abstract: The digitalization of the educational process in higher education is driven by societal demand and technological advancement, resulting in the need to train specialists capable of functioning effectively in the context of the digital transformation of society. Consequently, there arises a necessity to integrate digital components into the pedagogical model of higher education. This paper addresses the issue of developing students’ digital competence as a systemic, personal, and professional attribute. The aim of the study is to provide a theoretical review of the phenomenon of digital competence and the corresponding changes in academic programs at the higher education level, using the undergraduate program of the Department of Linguistics and Professional Communication in Foreign Languages at Ural Federal University as a case study. The paper is structured into three key sections: (1) the genesis of the problem, (2) the role of digital competence within the competency-based educational model, and (3) an analysis of the experience of Ural Federal University. The methodological framework of the study includes empirical research methods, comparative analysis, and content analysis of regulatory documents in the field of higher education in the Russian Federation, as well as the core principles of digital didactics proposed by V. I. Blinov. The study identifies factors contributing to the sustainable development of the digital educational environment and examines the practical experience of Ural Federal University. The scientific novelty of the research lies in the conceptualization of digital competence as an integrative and continuously evolving quality. The practical significance of the study is reflected in its applicability for the design of higher education programs. The findings contribute to pedagogical practice and may serve as a basis for further theoretical research in the fields of digital pedagogy and didactics.
Key words: higher education institutions; digitalization of education; digital technologies; digital educational environment; students; digital transformation; digital competencies; modular learning; educational process; educational programs
Для цитирования:
Воронина, Е. С. Опыт реализации стратегий цифровой трансформации высшего образования в Уральском федеральном университете / Е. С. Воронина, Н. Х. Савельева. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2025. – №5. – С. 26-36.
For citation
Voronina, E. S., Savelyeva, N. Kh. (2025). Experience in Implementing Digital Transformation Strategies in Higher Education at the Ural Federal University // Pedagogical Education in Russia. – 2025. – №5. – P. 26-36.