Вам может быть интересно:
Архив журнала
Регуляция социального поведения личности в организации: научные подходы к исследованию
- 396
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Представлен теоретический анализ отечественных и зарубежных научных подходов к исследованию регуляции социального поведения личности. Рассматриваются диспозиционно-установочные, мотивационно-целевые, этико-психологические концепции, теории нормативной регуляции социального поведения. С позиций субъектного и объектного подходов раскрывается комплекс взаимодействующих психологических факторов, влияющих на личность. Установлено, что механизмы регуляции организационного поведения имеют многоуровневую и многофакторную природу. Включенность разных уровней регуляции и их взаимодействие определяют особенности и динамику организационного поведения личности. Сформулирован вывод о том, что поиск психологических факторов, входящих в сферу управленческого воздействия руководителя, является возможным вариантом решения задачи совершенствования регуляции организационного поведения персонала. На уровне организации могут существовать нормы официальные и неофициальные. Официальные нормы едины для целого ряда коллективов, могут быть представлены как формализованными (зафиксированы в соответствующих документах, распоряжениях руководителя), так и неформализованными. Недостаточная степень формализации официальных норм приводит к снижению их регулятивных возможностей. Нормативность является классифицирующим признаком существующего многообразия форм и видов социального поведения личности. В зависимости от того, каким образом нормы реализуются, поведение может приобретать форму социально ожидаемого, соответствующего принятым в обществе, организации правилам и не соответствующего, отклоняющегося от норм, иначе девиантного, явно противоправного (то есть делинквентного).
Ключевые слова: Социальное поведение; уровневая регуляция; психологические факторы; управленческое воздействие.
Для цитирования:
Гиздатова, Т. Ю. Регуляция социального поведения личности в организации: научные подходы к исследованию / Т. Ю. Гиздатова // Педагогическое образование в России. – 2016. – №1. – С. 162-169.