Рубрика: ФИЛОСОФИЯ И ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
Аннотация: Освещаются научная педагогическая деятельность выдающегося деятеля науки Российской Федерации академика М. И. Махмутова, его вклад в разработку теории проблемного обучения в общеобразовательной и профессиональной школе, в развитие непрерывного профессионального образования в России и непосредственно в Татарстане. Весомым вкладом в теорию проблемного обучения явилась разработка М. И. Махмутовым системы методов обучения, основанных на бинарной основе с учетом принципов целеполагания, проблемности и деятельностного подхода к процессу учения. Хотя к разработке методов на данной основе приступали различные исследователи (Н. М. Верзилин, М. М. Левина, Н. М. Мочалова), наиболее совершенной признана система методов в разработке М. М. Махмутова. Вопросы теории и практики проблемно-развивающего обучения на основе реализации разработанной им системы методов на бинарной основе изложены в ряде теоретических и экспериментальных работ. Согласно М. И. Махмутову, метод обучения – это не вид и не способ деятельности, а система правил педагогического взаимодействия, которыми должны руководствоваться педагог и обучающиеся при выборе приемов и способов конкретных действий, ведущих к достижению поставленных целей обучения. Велики заслуги М. И. Махмутова в организации инновационного образовательного учреждения высшей школы – татарско-американского регионального института (ТАРИ), в котором обучение строится на основе американской системы образования (1992). Студенты приобщаются к исследовательской научной деятельности, изучают кроме традиционных иностранных языков (английский, немецкий, французский – по выбору), в обязательном порядке − татарский и арабский языки. По мнению М. М. Махмутова, не следует игнорировать тот факт, что Россия – евразийское государство, она преемница многих автономных республик, в том числе Золотой Орды и четырех других татарских государств. Именно поэтому российский патриотизм должен воспитываться на основе общего исторического прошлого не только русских, но россиян, их совместно пролитой крови при защите России как единой Родины. Перу М. И. Махмутова принадлежат более 500 научных работ по педагогике, лингвистике и исламоведению.
Ключевые слова: Махмутов Мирза Исмаилович; Российская академия образования; Нью-Йоркская академия наук; проблемное обучение.

Для цитирования:

Батаршев, А. В. Памяти академика Мирзы Исмаиловича Махмутова (к 90-летию со дня рождения) / А. В. Батаршев // Педагогическое образование в России. – 2016. – №6. – С. 225-230.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.