Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена проблеме освоения языка ребенком, в частности аспекту овладения грамматическим строем русского языка. Материалом для исследования послужила фиксируемая в течение двух лет спонтанная детская речь. Предметом анализа являются грамматические инновации в речи одного ребенка в возрасте от двух до четырех с половиной лет. Детские новообразования рассматриваются в системо-центрической парадигме с позиции соответствия их языковой норме. Применяются методы морфемного, словообразовательного и морфологического анализа слова. Анализируются формы словоизменения имен существительных и глаголов, вариативность образования видовых форм глагола, деривационные процессы в области образования относительных и притяжательных прилагательных. Показано, что речевое развитие ребенка проявляется в способности к выбору нужной граммемы из набора форм, образующих морфологическую категорию, и в умении конструировать морфологические формы по правилам, соответствующим закону языковой симметрии. Доказано, что ребенок, овладевая языком как операциональным механизмом, формирует собственную категориальную систему на основе общих правил, что внутренний механизм порождения грамматических форм подчинен глубинному закону аналогии, поэтому детские речевые инновации отличаются типологической однородностью и опираются на общие закономерности языковой системы.
Ключевые слова: Онтолингвистика; детская речь; грамматика; словообразование; окказионализм.

Для цитирования:

Михайлова, О. А. Новообразования в детской речи как отражение грамматических закономерностей / О. А. Михайлова, Ю. Н. Михайлова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №3. – С. 104-107.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.