Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматриваются особенности научной и наивной категоризации интеллекта в русском языковом сознании. Исходя из принципа множественности картин мира и признания актуальности категории ИНТЕЛЛЕКТ для философской, психологической, физиологической и наивной картин мира описываются свойственные для каждой из указанных сфер существенные признаки категоризации, содержательные аспекты данной категории, актуализированные концепты, смысловые связи изучаемой категории с иными категориями человеческого сознания: мышлением, памятью, воображением, логикой, духовностью, нравственностью и др. Философами отмечаются такие качества интеллекта, как саморефлексия, способность к конструктивному сомнению, критичность, способность мыслить диалектическими противоречиями, способность к абстрактному мышлению (способность мыслить категориями). Различаются материалистический, идеалистический, реалистический, метафизический, диалектический типы интеллекта. Психологи пытаются решить различные задачи – определить структуру интеллекта, количественные показатели (коэффициент интеллекта). Последний отождестлвяется со скоростью ментальных процессов. Для наивной картины мира принципиальны наличие интеллектуальных качеств человека (эрудиция, образованность, креативность, наличие опыта, коммуникабельность), способность человека к умственной деятельности (способность совершать аналитические действия, принимать нестандартные решения и т. д.), социальная значимость умственной деятельности человека. Основными методами при изучении представлений носителей русского языка об интеллекте являются метод направленного ассоциативного эксперимента и статистический метод. В заключении указываются характерные черты категории ИНТЕЛЛЕКТ (ее абстрактный характер, сложная концептуально-смысловая организация, специфичность для каждой картины мира: всеобщий, надындивиудальный характер в философской картине мира, индивидуальная направленность в психологической и физиологической картинах мира). Результаты исследования могут быть использованы в педагогической практике.
Ключевые слова: Когнитивная лингвистика; категоризация; лексические категории; интеллект; картина мира.

Для цитирования:

Дзюба, Е. В. Особенности категоризации интеллекта в языковом сознании / Е. В. Дзюба // Педагогическое образование в России. – 2015. – №5. – С. 99-109.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.