Архив журнала
Реализация здравотворческих идей в революционно-демократическом направлении отечественной педагогики XIX века
- 356
- Рубрика: ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Статья посвящена выявлению и анализу основных тенденций развития здравотворческих идей в истории российского образования в XIX веке: революционно-демократическое направление в педагогике (М. А. Бакунин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов), гуманистическое направление (К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой), общественно-философское направление (В. С. Соловьев, К. Н. Леонтьев, В. В. Розанов), русская национальная школа (С. А. Рачинский, Н. Ф. Бунаков), санитарно-гигиеническое сопровождение образовательного процесса (Н. И. Пирогов, Д. И. Писарев, Н. А. Корф и др.). Анализируются исторические предпосылки развития здоровьесберегающей теории и практики человечества. Выделены различные направления данного процесса: эмпирическое, религиозное, естественнонаучное, медицинское, санитарно-гигиеническое, эпидемиолого-профилактическое, образовательно-просветительское, психолого-педагогическое. Подробно рассматриваются педагогические воззрения представителей революционно-демократического направления XIХ века на создание условий для воспитания здорового подрастающего поколения. Революционно-демократическое направление в педагогике определило все стороны воспитания здорового подрастающего поколения, связывая одной целью – подготовкой высоконравственных граждан, бесстрашных борцов за лучший общественный строй, участников народной революции. Его представители сформулировали ряд требований по организации здоровьесберегающей образовательной среды, рекомендации по физическому воспитанию ребенка, развернули в педагогической теории и практике полемику об отмене физических наказаний детей в семье и в школьном образовании.
Ключевые слова: Воспитание подрастающего поколения; физическое воспитание; здоровье; здоровьесбережение; образовательная среда.
Для цитирования:
Новолодская, Е. Г. Реализация здравотворческих идей в революционно-демократическом направлении отечественной педагогики XIX века / Е. Г. Новолодская, Л. В. Моисеева // Педагогическое образование в России. – 2015. – №9. – С. 6-12 .