Файл статьи: PDF
Аннотация: Проблема истинности и ложности «очевидного» чрезвычайно остра в современном мире и нуждается в глубоком теоретическом переосмыслении. Концептуальные основы изучения этого феномена как интуитивно ощущаемой достоверности заложены в трудах Р. Декарта, Э. Гуссерля, М. Мамардашвили. Актуальное использование этого термина имеет и переносное значение – как субъективного, основанного на стереотипах восприятия. Сопоставление философского, социологического, психологического смысла понятий «очевидность» и «стереотипность» определяет необходимость обращения к категории «критичность мышления», выступающей важнейшим условием формирования объективного мнения. Критичность мышления – сложное личностное образование, отвечающее за способность человека давать объективную оценку происходящим событиям и адекватно на них реагировать. Его развитие – прерогатива высшей школы. Это закреплено в федеральных государственных образовательных стандартах, согласно которым различные элементы критического мышления входят в перечень общекультурных и общепрофессиональных компетенций для бакалавров, магистров и аспирантов. Переходя в практическую плоскость, в статье рассматривается возможность применения критического анализа как инструмента решения актуальных проблем в сфере гендерных взаимоотношений. Результаты социологического исследования свидетельствуют об эффективности такого подхода при условии активного образовательного воздействия со стороны вуза.
Ключевые слова: Критичность мышления; проблема очевидности; социальные стереотипы; высшее образование; гендер.

Для цитирования:

Швецова, А. В. Критичность мышления как инструмент гендерного анализа / А. В. Швецова // Педагогическое образование в России. – 2015. – №9. – С. 72-76 .

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.