Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье рассматривается проблема обновления содержательных и инструментальных компонентов системы методической подготовки студентов педагогических вузов, актуальность которой вызвана анализом нормативных документов (ФГОС ВПО и Профессиональный стандарт педагога) с точки зрения сопоставления сформулированных требований и деятельностного наполнения уровня профессиональной подготовки. В рамках решения указанной проблемы с учетом особенностей организации образовательного процесса в современной информационно-коммуникационной дидактической среде предлагается выделение следующих компонентов методической составляющей профессиональной компетентности студентов: умение проектировать методы в традиционных классификациях, умение составлять современные методы обучения в новых классификациях, умение оценивать соответствие спроектированных методов целевым установкам и психологопедагогическим условиям; при этом деятельность по проектированию методов строится с учетом особенностей современной информационно-коммуникационной образовательной (дидактической) среды. Для формирования у студентов выделенных умений в качестве нового инструмента предлагается учебно-познавательная система экспертирования соответствующей деятельности, реализуемая средствами электронных таблиц. В системе выделяется два принципиальных компонента: 1) генератор содержательных и структурных элементов методов обучения, необходимых для конструирования метода, содержащий три блока: выбор исходных условий; автоматизация принятия решения о рекомендуемых составляющих элементах метода (класса методов): действиях, приемах и операциях; систематизация информации о всех элементах метода (класса методов); 2) экспертная деятельность по оцениванию полученного метода (или класса методов) в условиях конвенциальноролевой рефлексии. Предложенные идеи реализуются в условиях интеграции компетентностного и контекстного подходов, а сама система экспертирования является примером технологизации (автоматизации) организации учебно-познавательной деятельности студентов, направленной на формирование (развитие, диагностику развития) методической составляющей профессиональных компетентностей и трудовых действий будущих педагогов.
Ключевые слова: Формирование умений; система экспертирования; педагогические вузы; студенты-педагоги; методы обучения; информационно-коммуникационные технологии; информационная среда; дидактическая среда.

Для цитирования:

Слепухин, А. В. Конвенциально-рефлексивная система экспертирования для формирования у студентов педагогических вузов умений составлять и оценивать методы обучения в современной дидактической среде / А. В. Слепухин, И. Н. Семенова, Е. Н. Эрентраут // Педагогическое образование в России. – 2017. – №6. – С. 120-129.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.