Рубрика: ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-02-02
Аннотация: Актуальность статьи обусловлена тем, что современная система образования РФ переживает активное реформирование с целью повышения качества образования, профессиональной компетентности специалистов этой области и минимизации профессиональных дефицитов у них. Все это предполагает динамичные изменения не только на уровне структуры системы образования и образовательной деятельности, но на уровне серьезных изменений в плане подхода к профессиональной деятельности, ее осуществлению и реализации себя в ней. То есть речь идет о двух феноменах: саморазвитии и самореализации педагога, педагога-психолога, социального педагога и др. специалистов системы образования — которые необходимо всесторонне изучать, что является весьма актуальным для психолого-педагогической теории и практики, в том числе для разработки эффективных инструментов реализации реформ в образовании. Целями исследования стали: обзор литературы, посвященной проблеме теоретического осмысления сути научного содержания понятий «саморазвитие» и «самореализация» на основе сравнительного анализа, определение особенностей каждой категории, их границ, базовых характеристик и иерархической взаимосвязи в структуре личности, включенной в профессиональную деятельность, в частности в педагогическую, психолого-педагогическую. В статье уточняется с учетом различных теоретико-прикладных подходов в западной и отечественной психологии научное содержание категорий «саморазвитие» и «самореализация» в совокупности их существенных признаков. Осуществляется их развернутый сравнительный анализ с определением сходства, различий и взаимосвязи. Согласно структурной модели самореализации личности С. И. Кудинова — А. И. Крупнова (2008) выделяются ее формы: внешняя, внутренняя; виды: деятельностный, социальный, личностный. В преломлении саморазвития и самореализации к деятельности, уточняются содержания понятий «профессиональное саморазвитие» и «профессиональная самореализация», с выявлением их характеристик, этапов и параметров, а также специфики преломления в педагогической и психолого-педагогической деятельности. Уточняется содержание таких понятий, как «продуктивная профессиональная самореализация», «отрицательная профессиональная самореализация», «субъектность», «профессиональная самореализация учителя (педагога)», выделяются основные критерии продуктивной профессиональной самореализации, особенности самореализации личности педагога и педагога-психолога. В ходе работы была осуществлена операционализация изучаемых понятий, выявлены их наиболее важные характеристики для проведения дальнейшего исследования уровня развития профессиональной самореализации работников системы образования. Сравнительный анализ изучаемых категорий позволил нам прийти к выводам: 1) категории «саморазвитие» и «самореализация» — близкие, но неодинаковые научные понятия, каждое из которых имеет свое научное содержание, границы и существенные характеристики; 2) саморазвитие представляет собой некий деятельностный контекст самореализации личности и — шире — ее самоосуществления; 3) саморазвитие и самореализация личности являются взаимодополняющими и взаимосвязанными процессами в структуре личности, но саморазвитие первично и направлено на саму личность, а самореализация — вторична и представляет личность во вне; 4) саморазвитие осуществляется в контексте самотрансценденции личности и представляет собой совокупность базовых и потенциальных качеств, обеспечивающих возможность ее поступательного развития, и тесно связано с такими чертами личности, как рефлексивность, открытость, самодетерминированность, убежденность в самоэффективности и др.; 5) самореализация — это всегда процесс, тот путь развития и преобразования личности, который она сама выбирает и осуществляет в том или ином виде профессиональной деятельности, в частности за счет таких черт личности, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность, организованность, способность к интеграции и консолидации в групповой деятельности; 6) профессиональная самореализация педагогических работников, с одной стороны, имеет сходные показатели, с другой — специфические отличия, обусловленные своеобразием направления деятельности, например, педагогической, психолого-педагогической; 7) проблемы профессионального саморазвития и самореализации учителя (педагога) более разработаны и обобщены в психологии (педагогической психологии), по сравнению с другими категориями педагогических работников, например педагога-психолога, что нуждается в дополнительном изучении, систематизации и обобщении.
Ключевые слова: Саморазвитие личности; самореализация личности; профессиональное саморазвитие; профессиональная самореализация; профессиональная деятельность; педагогические работники; субъектность.

Для цитирования:

Афанасенкова, Е. Л. Саморазвитие и самореализация педагогических работников в профессиональной деятельности / Е. Л. Афанасенкова, Н. Н. Васягина // Педагогическое образование в России. – 2019. – №2. – С. 10-30. DOI 10.26170/po19-02-02.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.