Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-04-05
Аннотация: В статье авторы обобщают результаты серии исследований, проведенных с 2007 по 2016 годы в образовательных организациях Свердловской области. Данный опыт позволил не только получить картину ценностных ориентаций участников образовательной деятельности — школьников, родителей, учителей, студентов организаций среднего профессионального образования (далее СПО), но и прояснить собственные методологические и методические позиции. Авторы приходят к выводу, что исследование ценностных ориентаций подростков и молодежи не может быть реализовано только с применением количественных методов и представлять собой обобщение ответов на один или несколько вопросов анкеты. Распределение ответов по шкалам ценностей и опасений более оптимально сопровождать интерпретациями успеха, которые косвенно подтверждают или опровергают набор, определенный респондентами. В анкету был включен открытый вопрос о том, с какими словами у респондентов ассоциируется успех? Какие способы молодые люди считают приемлемыми для достижения успеха? Только совокупность методических процедур — опросов, групповых дискуссий, сравнительного анализа ответов различных поколений может привести к получению адекватного результата. Ценностные ориентации школьников, учителей и родителей за прошедшие девять лет продемонстрировали стабильность и устойчивость. В 2016 г. опрос студентов СПО показал, что их ответы во многом идентичны выбору школьников. И молодежь, и более старшее поколение часто отмечают, правда, с разной степенью активности, такие ценности, как семья и здоровье. Полученные данные в сопоставлении с результатами других исследователей позволяют сделать вывод о том, что в современной России уже сложилась ценностная система, где на первое место вышли ориентации частного, приватного характера.
Ключевые слова: Ценностные ориентации; подростки; молодежь; педагоги; студенты; успех; средства достижения успеха.

Для цитирования:

Прямикова, Е. В. Исследования ценностных ориентаций школьников и студентов: методологические и методические вопросы / Е. В. Прямикова, И. В. Шапко // Педагогическое образование в России. – 2019. – №4. – С. 43-49. DOI 10.26170/po19-04-05.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.