Вам может быть интересно:
Архив журнала
Роль самопознания в саморазвитии студентов
- 517
- Рубрика: ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
- Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-04-03
Аннотация: В статье доказывается, что основной познавательной деятельностью студентов в вузе является самопознавательная деятельность. Каждый отдельный индивид есть единство Я-универсального и Я-уникального. Все науки, изучающие человека, выстраивают не только научную картину мира, но одновременно создают образ человека вообще и тем самым — образ того универсального, что присуще каждому отдельному индивиду. Поэтому каждый отдельный студент, изучая науки о человеке в процессе образования и самообразования, тем самым строит образ своего Я-универсального, то есть открывает себя с точки зрения всеобщего, существующего в виде общих понятий о человеке. Эти понятия (например, совесть, долг, память и т.д.) выступают методами самопознания студентом своего Я-уникального, индивидуального. Самопознание последнего осуществляется в виде предметного, оценочного и проектного самопознания студента. Связь этих видов самопознания выступает как его технология. Доказывается также, что научное самопознание студента — это, с одной стороны, особый вид саморазвития студента, а с другой — самопознание является основным условием саморазвития во всех видах его деятельности. В статье раскрывается роль самопознания студента в его самообразовании, самовоспитании, самоуправлении, научной, учебно-практической и здоровьесозидающей деятельности. Роль самопознания в различных видах саморазвития студента выявляется посредством реализации его технологии, включающей следующие этапы: предметное самопознание, оценочное и проектное. Реализация этой технологии на каждом из этапов осуществляется посредством постановки вопросов в отношении отдельных видов саморазвития. В предметном самопознании общий вопрос формулируется так: «Каков я в отношении того или иного вида саморазвития (например, самообразования) и почему я такой?». В процессе оценочного самопознания студент решает вопрос о соотношении предметного знания о себе с разного рода нормативным знанием в виде требований к различным видам саморазвития студентов в вузе. На основе предметного и оценочного самопознания осуществляется проектное самопознание (самопроектирование), которое нацелено на решение выявленных в процессе самооценки проблем, посредством конструирования идеальной модели того или иного вида саморазвития студента. Фундаментальная ценность научного самопознания состоит в том, что только на его основе возможен правильный выбор личностью профессии, продуктивная учеба в вузе и подготовка к успешной профессиональной самореализации в будущем.
Ключевые слова: Самопознание студентов; студенты; я-концепция; саморазвитие студентов; самообразование студентов; самовоспитание студентов; научная деятельность; учебно-практическая деятельность.
Для цитирования:
Байлук, В. В. Роль самопознания в саморазвитии студентов / В. В. Байлук // Педагогическое образование в России. – 2019. – №4. – С. 20-35. DOI 10.26170/po19-04-03.