Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po19-09-06
Аннотация: В статье представлено авторское осмысление теоретико-методологических основ проблемы развития одаренности у детей дошкольного возраста. Обоснована актуальность рассматриваемой проблемы, которая определяется на законодательном и нормативно-правовом уровнях и соответствует социальному заказу общества на воспитание активной, деятельной, инициативной, креативной, самостоятельной личности, способной продуцировать и реализовывать оригинальные, полезные для общества идеи. Представлено теоретико-методологическое обоснование условий развития одаренности детей дошкольного возраста, в частности синтез системного, деятельностного, компетентностного и аксиологического подходов. Такой синтез теоретико-методологических подходов, по мнению автора, способствует более глубокому осмыслению проблемы детской одаренности и позволяет сформулировать необходимые для ее поддержки и развития условия. Автором предложена классификация условий развития детской одаренности, включающая следующие группы: социокультурные, организационно-методические, психолого-педагогические, субъектно-центрированные условия. Под социокультурными условиями понимается влияние на развитие одаренности ребенка социокультурной среды. Организационно-методические условия предполагают особую организацию развивающей предметно-пространственной среды, способствующую творческому поиску личности, учитывающую принципы разнообразия, вариативности, гибкости среды, ее эмоционального комфорта. К группе психолого-педагогических условий автор относит организованную образовательную деятельность педагогов, психологов, специалистов с детьми. Субъектно-центрированные условия развития одаренности ребенка связаны с личностью ребенка, с осознанием им своих реальных и потенциальных возможностей, позитивным или негативным отношением к собственной одаренности, его самооценкой, наличием заинтересованного в развитии одаренности ребенка взрослого. Особое внимание уделено рассмотрению индивидуального образовательного маршрута развития одаренного ребенка, который отвечает требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Такой маршрут помогает объединить усилия работников дошкольного образовательного учреждения и членов семьи в направлении развития детской одаренности и создать необходимые условия для успешного развития ребенка. Обеспечение единства в подходах к воспитанию одаренного ребенка и заинтересованное отношение всех субъектов педагогического процесса будут содействовать развитию детской одаренности.
Ключевые слова: Одаренность; одаренные дети; развитие одаренности; дошкольники; методологический подход; индивидуальные образовательные маршруты.

Для цитирования:

Забоева, М. А. Теоретико-методологическое обоснование условий развития детской одаренности / М. А. Забоева // Педагогическое образование в России. – 2019. – №9. – С. 46-51. DOI 10.26170/po19-09-06.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.