Архив журнала
Концептуальные положения экосистемного подхода к управлению качеством дошкольного образования
- 206
- Рубрика: ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Актуальность выбранной темы исследования обусловлена изменением понимания
управленческих подходов к управлению образовательными системами, в том числе к управлению
качеством дошкольного образования. В статье освещаются современные тенденции развития дошкольного образования, исследования современных авторов, посвященные вопросам использования экосистемного подхода в практике управления образовательными системами. Анализируются
основные понятия экосистемного подхода, определяются основные признаки экосистемы образования и управления качеством дошкольного образования. Экосистемный подход, распространенный в социологии и экономике, нашел свое применение и в образовании. Основные постулаты экосистемного подхода к управлению образовательными системами: во-первых, экосистема рассматривается с позиции взаимодействия различных акторов, которые придают ей устойчивость; вовторых, экосистема способна к саморазвитию и самоорганизации в нестабильной окружающей среде. Автор выделяет основные свойства экосистемы управления качеством дошкольного образования – устойчивость и самоорганизацию, за счет взаимодействия акторов, выполняющих определенные функции. Относительно позиций экосистемного подхода предложена модель управления
качеством дошкольного образования, по результатам ее реализации сделан вывод и дано определение понятию «управление качеством дошкольного образования»
Ключевые слова: экосистемный подход; экосистема; акторы; управление качеством образования; дошкольные образовательные организации; дошкольное образование; самоорганизация;
эмерджентность; образовательная экосистема; функции акторов
Abstract: The relevance of the chosen research topic is due to a change in the understanding of managerial approaches to the management of educational systems, including the quality management of preschool
education. The article highlights the current trends in the development of preschool education, studies of
modern authors on the use of the ecosystem approach in the practice of managing educational systems.
The basic concepts of the ecosystem approach are analyzed, the main features of the ecosystem of education and quality management of preschool education are determined. The ecosystem approach, common in
sociology and economics, has found its application in education. The main postulates of the ecosystem approach to the management of educational systems: first, the ecosystem is considered from the perspective
of the interaction of actors who give it stability; secondly, the ecosystem is capable of self-development and
self-organization in an unstable environment. The author highlights the main performing certain functions. Regarding the positions of the ecosystem approach, a model for managing the quality of preschool
education has been proposed, based on the results of its implementation, a conclusion has been made and
a definition of the concept of quality management of preschool education has been given
Key words: ecosystem approach; ecosystem; actors; education quality management; preschool educational organizations; preschool education; self-organization; emergence; educational ecosystem; actor
functions
Для цитирования:
Королева, С. В. Концептуальные положения экосистемного подхода к
управлению качеством дошкольного образования / С. В. Бездетко. – Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. – 2023. – №3. – С. 77-82.
For citation
Koroleva, S. V. (2023). Conceptual Provisions of the Ecosystem Approach to Quality
Management of Preschool Education // Pedagogical Education in Russia. – 2023. – №3. – P. 77-82.