Архив журнала
Научные географические школы УрГПУ и их роль в развитии профессионального образования
- 502
- Файл статьи: PDF
Аннотация: Рассмотрены вопросы становления, развития и современного состояния научной деятельности на кафедре географии и методики географического образования, образованной в 2013 г. за счет объединения кафедры физической географии и кафедры экономической географии и МОГ. Анализируется опыт ландшафтной научной школы на кафедре физической географии, основателем которой был доктор географических наук, профессор В. И. Прокаев. Раскрыты оригинальные научно-методические подходы к проблемам ландшафтоведения и физико-географического районирования, признанные другими географическими школами страны. Показано еще одно направление научных исследований – ландшафтная фенология (В. А. Батманов и его последователи). Представлена научная школа кафедры экономической географии и методики обучения географии, сформированная профессорами А. М. Мошкиным и Е. Л. Шуваловым по проблемам территориальной организации производства и расселения на Среднем Урале, ставшим основой многолетней работы. С конца 1980-х гг. преемственно развивается новое научное направление «Изучение территориальной организации геокультурного пространства Урала». Приведено описание некоторых направлений современных географических исследований на кафедре, развивающих сложившиеся традиции научных школ. Раскрыта роль результатов деятельности этих школ для совершенствования и развития системы географического образования. Показаны возможности научного географического опыта в социализации подрастающих поколений, в развитии познавательного интереса у обучающихся к изучению геокультурного пространства Свердловской области и Уральского региона, географической науки и практики научных исследований.
Ключевые слова: Кафедра; становление научной школы; научные проблемы, идеи и методология исследования; научная ландшафтная школа; ландшафтно-фенологическая школа; интеллектуальная организованность; теоретическая рефлексия научного наследия; основания научной школы; геокультурное пространство; развитие; географическое образование; социализация личности.
Для цитирования:
Гурьевских, О. Ю. Научные географические школы УрГПУ и их роль в развитии профессионального образования / О. Ю. Гурьевских, В. Г. Капустин, С. Н. Поздняк, О. В. Янцер, М. К. Куприянова // Педагогическое образование в России. – 2016. – №11. – С. 191-198.