Архив журнала
Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая пропедевтика
- 360
- Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье обоснованы сущность, факторы и особенности сквернословия у подростков, представлявшего собой использование вербальных агрессивных коммуникативных средств, наносящих вред самооценке, а также благополучной коммуникативной позиции во взаимоотношениях со сверстниками. Автор изучает феномен сквернословия у подростков, разрабатывает способы и методы первичной профилактики. Психолого-педагогическая пропедевтика сквернословия как первичная профилактика представлена системой мероприятий профессиональной деятельности педагога-психолога, направленных на своевременное выявление личностных, психологических особенностей младших подростков, склонных к сквернословию, создание условий для предупреждения возможного неблагополучия в развитии. Эффективным способом профилактики представлена психолого-педагогическая программа. Содержание программы реализуется в следующей последовательности: эмоционально-поведенческий, когнитивный, рефлексивный этапы. Психологопедагогическая пропедевтика сквернословия у подростков раскрыта как систематическая деятельность педагога-психолога, включающая организационно-пропедевтическую, воспитательнопропедевтическую и просветительскую работу среди родителей и семьи, воспитывающей подростка. Приведены результаты эмпирического исследования, подтверждающие эффективность психолого-педагогической программы. Надежность результатов проведенной работы у младших подростков обеспечена пролонгированным исследованием. Частота употребления сквернословия у подростков, прошедших программу ее пропедевтики, значительно ниже по сравнению с подростками, не включенными в данную работу психолога.
Ключевые слова: Агрессивное поведение; вербальная агрессия; сквернословие; отклоняющееся поведение; подростки; психолого-педагогическая пропедевтика.
Для цитирования:
Дубровина, Д. А. Сквернословие у подростка: сущность, особенности и психолого-педагогическая пропедевтика / Д. А. Дубровина // Педагогическое образование в России. – 2015. – №9. – С. 52-56.