Файл статьи: PDF
Аннотация: В статье представлены результаты исследования когнитивных функций у подростков с перинатальной ВИЧ-инфекцией на фоне получаемой ими антиретровирусной терапии (АРТ). Выборка (61 человек) была поделена на две группы: в состав первой группы вошли ВИЧ-положительные подростки 13–15 лет (29 человек), получающие препараты АРТ в течение 7–10 лет, в состав второй группы – их ВИЧ-отрицательные сверстники (32 человека). Для диагностики использовались следующие методики: ШТУР-2 (субтесты: № 3 – «Аналогии», № 4 – «Классификации», № 5 – «Обобщения»); корректурная проба Б. Бурдона; проба Джекобса; тест Векслера (детский вариант) (субтесты: № 1 – «Осведомленность», № 3 – «Арифметический», № 4 – «Сходство», № 6 – «Повторение цифр», № 7 – «Недостающие детали», № 9 – «Кубики Косса»). В исследовании проверялись следующие гипотезы: 1. У ВИЧ-положительных подростков, получающих АРТ, уровень развития когнитивных функций ниже, чем у их ВИЧ-отрицательных сверстников. 2. Существует связь между возрастом начала приема препаратов АРТ ребенком и показателями его когнитивных функций в подростковом возрасте. Сравнительный анализ результатов, полученных на выборках ВИЧ-положительных и ВИЧ-отрицательных подростков, показал наличие достоверных различий между общим объемом и уровнем относительно простых знаний, уровнем развития ряда мыслительных операций и процессов (способности к анализу и синтезу информации, способности к сравнению, обобщению и упорядочиванию информации), качествами памяти и внимания (продуктивностью внимания, объемом кратковременной памяти, качеством оперативной памяти и активного внимания): у ВИЧ-положительных подростков они развиты хуже, чем у их ВИЧ-отрицательных сверстников. Таким образом, первая гипотеза нашла свое подтверждение в данном исследовании: у ВИЧ-положительных подростков, получающих АРТ, уровень развития когнитивных функций ниже, чем у их ВИЧ-отрицательных сверстников. Вторая гипотеза была доказана лишь в отношении аналитико-синтетических способностей: установлена связь между возрастом начала приема препаратов АРТ и способностью к анализу и синтезу информации у ВИЧ-инфицированных подростков.
Ключевые слова: Перинатальная ВИЧ-инфекция; ВИЧ-положительные подростки; ВИЧ-отрицательные подростки; антиретровирусная терапия; когнитивные функции.

Для цитирования:

Власова, М. А. Когнитивное развитие подростков с перинатальной ВИЧ-инфекцией / М. А. Власова, И. А. Ершова, Е. В. Хлыстова // Педагогическое образование в России. – 2018. – №5. – С. 48-52.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.