Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-01-12
Аннотация: Проблема исследования. Сегодня обществом осознана необходимость направить усилия системы образования на реализацию личностного и интеллектуального потенциала детей как главного богатства страны и основного ресурса для прогресса во всех сферах общественной жизни. Эффективность решения этих сложных вопросов в значительной степени связана с развитием и укреплением психологической службы, разработкой вариативных моделей психологической службы образования, соответствующих целям и задачам развития каждого конкретного региона. Целью настоящей статьи является описание актуального состояния и перспектив развития психологической службы в системе образования Свердловской области. Методология и методы исследования. Основополагающими для исследования являются системноэволюционный подход и психологическая теория деятельности. Исследование выполнено с использованием следующих методов: историографический, сравнительный, систематизации и концептуализации научных идей, теоретического моделирования. Основные результаты. В статье проанализирована инфраструктура психологической службы образования, ее организационно-управленческая структура и порядок управления деятельностью. Впервые описана модель Службы: содержание и преемственность практической деятельности педагогов-психологов образовательных организаций разных типов и видов и ППМС-центров в регионе обеспечивается совокупностью четырех взаимосвязанных и взаимодополняющих ступеней психолого-педагогического сопровождения, что позволяет обеспечить доступность, качество и полноту психолого-педагогической помощи для всех категорий детей в возрасте от 0 до 18 лет, их родителей (законных представителей), обучающихся, педагогов и администрации образовательных организаций всех типов и видов, независимо от их местонахождения на территории Свердловской области. Приведены сведения о кадровом обеспечении Службы, данные по обеспечению профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в целях получения ими компетенций, необходимых для сохранения и укрепления психологического и психического здоровья и развития обучающихся, оказания им психологической помощи и поддержки, содействия в трудных жизненных ситуациях, в позитивной социализации, а также организации психологического консультирования родителей. Выводы. В Свердловской области сложилась уникальная модель психологической службы, позволяющая решать задачи обеспечения психологического сопровождения участников образовательного процесса с учетом региональной специфики. Условиями повышения эффективности психологического сопровождения участников образовательного процесса будут являться развитие инфраструктуры, обеспечение консорциума науки и практики и единства регионального пространства Службы, обеспечение доступности и полноты спектра качественного психолого-педагогического сопровождения, психолого-педагогической, медико-социальной помощи всем субъектам образования; поддержание высокого уровня профессиональной квалификации педагогических работников; развитие внутриведомственного и межведомственного взаимодействия. Рекомендации. Материалы исследования могут быть использованы при подготовке студентов, обучающихся по психолого-педагогическим направлениям, в работе специалистов психологической службы системы образования.
Ключевые слова: Психологическая служба; модели психологической службы; психолого-педагогическое сопровождение; психолого-педагогическая помощь; участники образовательного процесса.

Для цитирования:

Васягина, Н. Н. О психологической службе в системе образования Свердловской области / Н. Н. Васягина, А. В. Ибатуллина // Педагогическое образование в России. – 2020. – №1. – С. 94-102. DOI 10.26170/po20-01-12.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.