Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-06-26
Аннотация: Конкретно-исторические условия каждого общества определяют свойственные ему формы социальных отклонений и их масштабы. Сегодня развитию девиантного поведения как массового социального явления среди молодежи способствует информационный прогресс России и переход на цифровые технологии. В этих условиях к негативным формам виртуальной коммуникации (девиантному поведению в виртуальном пространстве) авторы относят кибербуллинг. Кибербуллинг как травля в пространстве цифровых технологий рассматривается авторами статьи в контексте серьезных социальных рисков молодежи. Целью исследования является выявление частоты встречаемости кибербуллинга в виртуальном пространстве среди молодежи, определение ее поведенческих особенностей, обусловливающих позицию жертвы или инициатора в нем. В качестве основных методов исследования использовались контент-анализ как метод сбора и качественного анализа текстовых массивов данных и описательная статистика как метод визуализации количественных результатов исследования, метод Уорда (кластерный анализ) для выделения групп-кластеров. В статье применительно к проблеме девиантного поведения молодежи в виртуальном пространстве рассматриваются специфические особенности кибербуллинга как современной формы отклоняющегося поведения, приобретающей массовый характер, что подтверждается результатами первого этапа эмпирического исследования. В работе представлены типы пользователей сети Интернет, которые инициируют кибербуллинг или становятся его жертвой: агрессивно-провоцирующий, виктимный, инициирующий. Описанные типы позволяют определить поведенческие особенности молодых людей, относящихся к ним, и их позицию в кибербуллинге. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности специалистов, занимающихся организацией психолого-педагогического сопровождения участников кибербуллинга.
Ключевые слова: Девиантное поведение; молодежь; виртуальное пространство; кибербулинг; информационные технологии; виртуальные коммуникации; социальные явления; девиации.

Для цитирования:

Мазурчук, Е. О. Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг / Е. О. Мазурчук, Н. И. Мазурчук // Педагогическое образование в России. – 2020. – №6. – С. 224-229. DOI 10.26170/po20-06-26.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.