Рубрика: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Файл статьи: PDF
DOI: 10.26170/po20-06-27
Аннотация: Современный этап развития российского общества характеризуется актуализацией идей гуманизма, равноправия, толерантности, что, в свою очередь, является условием внедрения инклюзии в различные сферы общественной жизни. Однако анализ научной литературы и социальной практики позволяет говорить, что, несмотря на распространение идей инклюзии, единства по поводу понимания ее сущности, содержания, границ, условий и методов реализации нет ни среди ученых, ни среди практиков. В силу этого возникает необходимость обоснования методологических подходов к внедрению инклюзии, в частности в отношении людей с инвалидностью. Традиционным для нашей страны являлся нормативный подход социальной помощи и поддержки людям с инвалидностью, который предполагал оказание им медицинской помощи, экономической поддержки, помещения в стационарные учреждения (изоляционистский характер социальнопедагогической деятельности). Фактически, формально оставаясь гражданами, люди с инвалидностью в реальности оставались лишенными большинства своих гражданских прав. Инклюзия предполагает максимальное, в соответствии с возможностями здоровья, включение данной категории граждан в общественную жизнь. Реализовать это возможно при условии организации и реализации процесса сопровождаемого проживания. Данная идея социальной поддержки людей с инвалидностью для нашей страны является новой, поэтому требует детальной разработки методологических оснований ее реализации. На данный момент разработка и апробация указанной модели осуществляется в рамках проекта «Социополис» некоммерческой организацией «Благое дело» совместно с экспертной группой преподавателей кафедры педагогики и педагогической компаративистики Уральского государственного педагогического университета. В качестве методологических оснований для модели сопровождаемого проживания были выбраны две группы подходов: теоретические (антропоцентрический, феноменологический, гуманистический) и технологические (системно-деятельностный, личностно-ориентированный и триальный методы). Названные подходы описываются в данной статье, раскрывается связь между ними, обосновывается полипарадигмальный характер методологии инклюзивной деятельности.
Ключевые слова: Cопровождаемое проживание; работа с инвалидами; инвалиды; социальная помощь; социальная поддержка; инклюзии; аксиологический подход; антропологический подход; гуманистический подход; системно-деятельностный подход; личностно-ориентированный подход; комплексный подход; триальный метод.

Для цитирования:

Дорохова, Т. С. Методологические основания реализации сопровождаемого проживания людей с инвалидностью / Т. С. Дорохова, Ю. Н. Галагузова, П. Хольм // Педагогическое образование в России. – 2020. – №6. – С. 230-235. DOI 10.26170/po20-06-27.

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.